РОЖДЕНИЕ
ИДЕИ

Четверг, 13.12.2018, 14:08
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Блог


Главная » 2013 » Март » 7 » РОЖДЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СТРАНЕ СОВЕТОВ
23:34
РОЖДЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СТРАНЕ СОВЕТОВ
РОЖДЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СТРАНЕ СОВЕТОВ
К 75-летию отечественного телевещания


http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/TV/TV.HTM

В. П. Борисов
Василий Петрович Борисов, доктор технических наук, ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН

От редакции: История отечественной техники в течение многих лет является постоянной рубрикой журнала ВИЕТ. Как правило, публикации по истории развития тех или иных областей техники затрагивают вопросы социального, экономического или политического характера. Такой подход закономерен для историко-технических исследований; характерно, что термин "социальная история науки и техники" в настоящее время прочно закрепился не только в научной литературе, но и во многих официальных документах. В вышедшем недавно фундаментальном издании "Science, Technology, and Society" (N.Y., Oxford University Press, 2005) [1] подчеркивается социальная обусловленность развития техники. В связи с этим ряд авторов высказывают мнение, что наличие этой обусловленности делает излишним добавление слова "социальный" к понятию истории техники.
Главной темой публикаций в средствах массовой информации молодой Советской республики в 1931-1932 гг. были шумные рапорты об успехах в развитии социалистической индустрии, достигнутых в процессе выполнения первой пятилетки. В стране были созданы тракторная и автомобильная промышленность, станкостроение и самолетостроение, значительно расширились металлургическое и химическое производства. Успехи свидетельствовали о том, что народное хозяйство последовательно идет к выполнению задач, поставленных XIV съездом ВКП(б): "превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы таким образом СССР в обстановке капиталистического окружения отнюдь не мог превратиться в экономический придаток капиталистического мирового хозяйства, а представлял собой самостоятельную экономическую единицу, строящуюся по-социалистически..." [2].

На фоне этих достижений по существу незамеченным оказалось такое событие, как начало отечественного телевещания. Новое детище научно-технического прогресса выглядело скорее игрушкой для любопытных радиолюбителей, чем будущим могучим средством массовой информации и пропаганды. Соответствующим было и отношение к новинке государственных плановых органов: дав разрешение на оборудование в 1931 г. в центре Москвы опытной телепередающей станции, хозяйственные руководители не включили в планы второй пятилетки заданий производству по выпуску телевизоров.

Вероятно, причиной такого отношения к технике "дальновидения" послужил сам вид первых телевизоров: аппарат размером с тумбочку представлял собой симбиоз радиотехнического устройства и механической части с непрерывно вращающимися деталями. Главный же элемент телеприемного аппарата - экран - по размерам не намного превосходил почтовую марку; разобрать, что происходит на таком экране, было очень сложно.

Однако научно-технический прогресс развивался по своим законам. Менее чем через десять лет на смену телевизионным устройствам с механической разверткой изображения пришло электронное телевидение. Телевещание на миллионы голубых экранов стало "чудом двадцатого века", тернистый путь к этому "чуду" - это интересная и во многом забытая история.

Предыстория телевидения

К середине 1920-х гг., когда стали появляться экспериментальные системы передачи движущегося изображения на значительное расстояние, разработка проектов и проведение опытов по "дальновидению" насчитывали уже почти полувековую историю [3].

Еще в 1880 г. профессор физики из Португалии Адриано де Пайва и французский изобретатель К. Сенлек технически обосновали в своих работах возможность "электрической телескопии", "телектроскопии", где просматривались черты будущего механического телевидения. В 1883 г. немецкий студент П. Нипков придумал способ последовательного механического разложения передаваемого изображения на отдельные элементы с помощью вращающегося диска с отверстиями. Диск Нипкова, в разных видоизменениях, стал непременным элементом систем механического телевидения, разрабатывавшихся в последующие полвека.

Среди авторов проектов "видения на расстоянии" 1880-1890-х гг. были и российские изобретатели. Оригинальный телевизионный проект ("телефотограф") в 1885 г. в журнале "Электричество" описал русский естествоиспытатель П.И.Бахметьев [4]. В 1899 г. русский инженер А.А.Полумордвинов одним из первых в мире разработал технический проект передачи цветного телевизионного изображения. Заявку на изобретение "светораспределителя для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние", Полумордвинов подал в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов России 23 декабря 1899 г. Спустя несколько дней после этого (27 декабря 1899 г.) автор заявки участвовал в I Всероссийском электротехническом съезде в Петербурге, где слушал доклад "Телеграфирование без проводов" другого выдающегося изобретателя А.С.Попова.

На развитие научных основ зарождавшегося телевидения несомненное влияние оказали работы А.Г.Столетова по изучению внешнего фотоэффекта ("актиноэлектричества"). Описанные им в 1888-1889 гг. закономерности фотоэлектрических явлений вместе с исследованиями других ученых открыли новые горизонты для преобразования электромагнитного излучения оптического диапазона в электрическую энергию.

В 1907 г. русский физик Б.Л.Розинг усовершенствовал изобретенную десятью годами ранее катодную трубку К.Ф.Брауна, сделав из нее прибор, способный воспроизводить движущееся изображение. На основе новой трубки Розинг собрал приемное телевизионное устройство, которому не требовалась механическая развертка изображения: ее заменило растровое движение катодного луча. Новый "способ электрической передачи изображений" был запатентован российским ученым в 1908-1910 гг. в России, Англии и Германии [5].
 

Рис. 1. Б.Л. Розинг

Рис. 2. Трубка Б.Розинга имеет управляющие пластины d, на которые подается сигнал от фотоэлектрического приемника. Модулированный таким образом электронный луч меняет яркость свечения экрана в разных точках соответственно передаваемому изображению, 1907 г.

Свои результаты в разработке электронной системы телевидения Розинг продемонстрировал в 1911 г. известным петербургским физикам В.Ф.Миткевичу, В.К.Лебединскому, С.И.Покровскому. В проведении экспериментов Розингу помогал студент Санкт-Петербургского технологического института В.К.Зворыкин, будущий автор фундаментальных изобретений в области электронного телевидения. В своих воспоминаниях Зворыкин описал трудности, с какими столкнулся пионер электронного способа передачи изображений:

В сущности, Б.Л.Розинг опередил свое время. Система, над которой он трудился, требовала многих деталей, еще не получивших разработки. В тот период фотоэлементы, необходимые для преобразования света в электрическую энергию, находились в стадии младенчества. Хотя в литературе уже были описаны калиевые фотоэлементы, единственным способом получить их было изготовление собственными силами. Вакуумная техника была крайне примитивной, и для получения нужного вакуума требовалось невероятное количество времени. Электронные усилительные лампы были только что изобретены деФорестом, их воспроизведение нашими силами было малоэффективным. Даже стекло для приборов было малопригодным: из-за хрупкости с ним было трудно работать. Все же, к концу моего сотрудничества с профессором Розингом, у него была действующая система, состоящая из вращающихся зеркал и фотоэлемента на передающей стороне и приемная катодная трубка с недостаточным вакуумом, которая воспроизводила расплывчатые картинки. Как бы то ни было, это давало нам уверенность, что электронная передача изображения достижима [6].
Необходимость решения многочисленных радиотехнических и технологических проблем, связанных с усилением слабых токов, созданием технологии изготовления сложных фотоэлектронных структур и т.п., привела к тому, что практическая реализация систем электронного телевидения стала возможной лишь с середины 1930-х гг. Короткий исторический промежуток - 20-30-е гг. - стал веком телевизионных систем с механической разверткой изображения. Механическому телевидению хватило двух десятилетий для того, чтобы достичь стадии практического использования, стать основой системы телевещания на массовую аудиторию и тихо умереть, задыхаясь от собственного несовершенства.

"Суррогатное" механическое телевещание

Попытки построить систему вещания на базе оптико-механического телевидения предпринимались с середины 1920-х гг. В 1925 г. американский изобретатель Ч.Дженкинс с помощью радиосвязи осуществил передачу движущегося изображения из одного города в другой. В этих экспериментах развертка изображения была механической, Дженкинс усовершенствовал диск Нипкова, снабдив отверстия диска линзами. В Европе в это время известность получили опыты английского изобретателя Дж.Бёрда. В 1926 г. он демонстрировал передачу изображения с разверткой на 30 строк. Бёрд, как и Дженкинс, для своих демонстраций использовал лишь простейшие предметы, но изображение было нечетким и зачастую трудно узнаваемым.

К производству телевизионной передающей и приемной аппаратуры, организации телевещания подключаются крупные фирмы: "Белл", "Радиокорпорация Америки", "Вестингауз" - в США, "Телефункен" и "Фернзее" - в Германии, "Маркони" и "Граммофонная компания" - в Англии. В 1928 г. в Англии начались опытные телевизионные передачи для зрительской аудитории. В основу ТВ-системы была положена разработанная Дж. Бёрдом аппаратура с механической тридцатистрочной разверткой. С марта 1929 г. регулярные передачи механического телевидения с тем же стандартом четкости (30 строк) начались в Германии.
 

Рис. 3. Первые опыты по приему зарубежных телевизионных передач в Москве, 1931 г.

Энтузиасты радиодела в Стране Советов старались быть в курсе заграничных новинок и не отставать от Запада в экспериментировании с техникой "дальновидения". В 1920-1928 гг. опыты по созданию механических систем телевидения проводились в Нижегородской радиолаборатории (М.А.Бонч-Бруевич, Б.А.Остроумов), Государственной физико-технической лаборатории (А.А.Чернышев, Л.С.Термен, А.В.Дубинин, Я.А.Рыфтин), Центральной лаборатории проводной связи (А.Ф.Шорин), Центральной радиолаборатории в Ленинграде (В.А.Гуров), Всесоюзном электротехническом институте им. В.И.Ленина (П.В.Шмаков, С.И.Катаев, В.И.Архангельский), на заводе им. Коминтерна (А.Л.Минц) [7].

В 1929 г. во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) была создана специализированная лаборатория телевидения, в которую вошли П.В.Шмаков (руководитель), В.И.Архангельский, С.И.Катаев, П.В.Тимофеев, А.М.Шемаев. В скором времени лаборатория, имевшая опыт создания как приемной, так и передающей аппаратуры оптико-механического телевидения, продемонстрировала свои разработки руководству Народного комиссариата почт и телеграфов (Наркомпочтель СССР).

В 1930 г. Наркомпочтель СССР принимает решение о проведении работ, направленных на создание Московского центра телевещания. Был заключен договор с ВЭИ на разработку и поставку лабораторного комплекта телепередатчика бегущего ("бегающего") луча. Лаборатория П.В.Шмакова успешно справилась с заданием, и уже в 1931 г. в ВЭИ провели опыты по передаче в эфир радиоизлучения, генерированного вновь созданным телепередатчиком бегущего луча (на волне 56,6 м). В том же 1931 г. передающая ТВ-аппаратура ВЭИ была перебазирована в специально оборудованный Московский радиовещательный технический узел (МРТУ) на Никольской ул., д. 7.

1 октября 1931 г. - когда МРТУ начал регулярные опытные передачи по системе оптико-механического телевидения - считается официальной датой начала отечественного телевещания. Телепередачи проводились 2 раза в неделю по 30-40 минут. За основу системы телевещания были приняты следующие параметры: число строк развертки - 30, количество элементов изображения - 1200, число кадров в секунду - 12,5. Эксплуатацию оборудования осуществляли специалисты-разработчики ВЭИ: П.В.Шмаков, В.И.Архангельский, Н.Н.Васильев, Н.Н.Орлов и др.

На первых порах объектом съемки служили фотографии вождей, лица людей, беззвучно разговаривающих по телефону. При телевизионной съемке "бегущим световым лучом", например сидящего за столом человека, остро-фокусированный луч от мощного источника света прочерчивал по объекту съемки последовательные строки, которые, отражаясь, воздействовали на фотоэлемент. Для получения удовлетворительного качества передачи помещение студии должно было затемняться. Сам объект съемки, находясь в полумраке в маленькой комнате (она быстро нагревалась), чувствовал себя довольно дискомфортно. В конце 1931 г. опытные передачи оптико-механического телевидения стали осуществляться и из Ленинграда - радиоцентра на Песочной ул., д. 5, а также Одессы и Томска.

В декабре 1931 г. в Ленинграде состоялась Всесоюзная конференция по телевидению, в ней приняли участие все организации, занимавшиеся на тот момент новой областью науки и техники. Основной доклад на конференции сделал П.В.Шмаков, рассказавший о принципах организации первой системы телевещания МРТУ и ближайших перспективах развития отечественного телевидения. В выступлении Я.А.Рыфтина были обстоятельно освещены работы Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ) в области оптико-механического телевидения. Как подчеркнул Я.А.Рыфтин, опыт ЛЭФИ свидетельствует о возможности улучшения четкости телевизионного изображения до порядка 4000 элементов на кадр. Поскольку конференция должна была принять стандарты на широковещательную ТВ-аппаратуру, вопрос о параметрах стандартизации вызвал широкую дискуссию. В конце концов верх в завязавшейся полемике взяли интернационалисты, считавшие, что "культурное обслуживание трудящихся нашим телевидением не должно ограничиваться государственными границами" [8]. Параметры были приняты в соответствии с международными стандартами: 30 строк (диск Нипкова с 30 отверстиями), формат кадра 4x3, 1260 элементов изображения. Это обеспечило совместимость отечественной и зарубежной передающей и приемной аппаратуры.

В начальный период из МРТУ в эфир передавались только сигналы изображения - без звука. Для того чтобы передачи имели звуковое сопровождение, должны были работать два радиопередатчика: один - для сигналов телевизионного изображения, другой - для сигналов звуковой трансляции, осуществляемой на другой радиоволне. Такая система была реализована в начале 1932 г. Во второй половине того же года из 53 программ, переданных в эфир, 5 шли со звуком. Естественно, радиолюбитель, желающий освоить прием телепередач со звуком, должен был иметь два радиоприемника: один - переоборудованный в телевизор, другой - для приема звукового сопровождения.

В 1932 г. лаборатория телевидения МРТУ разработала первый в стране телекинопередатчик, построенный по той же оптико-механической системе "бегущего луча". С 15 августа 1932 г. в московские телепрограммы стали включаться выпуски телекино. Как правило, это были специально подготовленные экспериментальные фильмы, показывающие портреты вождей и ударников производства, мультипликацию на спортивные темы и т.п. Учитывая нечеткость изображения малострочного телевидения, режиссеры давали в кадр преимущественно крупноплановые фрагменты. "Гвоздем" творческих достижений МРТУ в новой области деятельности стал подготовленный к празднованию 15-й годовщины Октябрьской революции телемультфильм режиссера Р.Бенцана "Лицо международного капитализма".

Рис. 4. Телепередача оперетты Ф. Легара "Веселая вдова". Вид из аппаратной, 1936 г.

Передающая телекамера (слева) создавала при работе шум, поэтому аппаратная, во избежание наводок на микрофоны, была отделена от студии смотровым стеклом. Телекамера закреплялась неподвижно; оператор рукой регулировал поворот зеркала, через которое происходящее в студии передавалось в объектив камеры
К концу 1933 г. передачи из студии МРТУ стали регулярными, объем московского ТВ-вещания возрос до 136 телепередач в год. С 1934 г. все передачи выходили со звуковым сопровождением. Звуковая программа, как и прежде, шла в эфир из отдельного "Опытного передатчика" на волне 720 м (сигналы изображения передавались на волне 379 м). С 1935 г. сигналы изображения и звука передавались через более мощные радиостанции РЦЗ (1107 м) и ВЦСПС (748 м) соответственно [9].

В ноябре 1934 г. В.И.Архангельский и И.С.Джигит разработали телепередатчик "прямого видения", существенным образом изменивший возможности телевизионных съемок [10]. Эксплуатация телепередатчика в МРТУ, преобразованном в Московский вещательный узел аппаратных и студий (МВУАиС), началась в ноябре 1935 г.

Конструкция передатчика прямого видения потребовала создания хорошей освещенности в студии (до 3000-4000 люкс). Условия для съемок улучшились, появилась возможность показывать фрагменты спектаклей с декорациями, концертные номера с участием нескольких исполнителей. Фотоэлементы, использовавшиеся в телекамерах того времени для преобразования световых строк в видеосигнал, вносили искажения цветопередачи из-за нелинейности спектральных характеристик. Лица выступающих приходилось гримировать, в частности, губы покрывали кремом зеленого цвета. В студии в поле зрения телекамеры помещался также станок с барабаном для надписей, которые менялись по ходу передачи, аналогично немому кино.

Рис. 5. Герои-летчики Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов, И.И. Беляков в телестудии, 1937 г.

Объем телевещания продолжал возрастать, в 1936 г. было проведено уже около 300 передач. По мере совершенствования передатчика прямого видения появилась возможность проводить внестудийные ТВ-передачи при дневном, естественном освещении. В 1937 г. цех экспериментального телевидения НИИ связи разработал телепередвижку механического ТВ для внестудийного вещания с открытых площадок в дневное время. При всем старании конструкторов придать новые качества разработанному передатчику, возможности телепередвижки оказались ограниченными, как был ограничен срок жизни механического телевидения в целом. Текст журнальной статьи "Телепередвижка готова" был далек от привычного оптимизма:

Конечно, нельзя ожидать, чтобы при разложении на 1200 элементов сколько-нибудь удовлетворительно передавалось движение на улице или, скажем, Красная площадь во время парада. Но, например, движение одного из танков на параде Красной армии или несколько рядов из колонны проходящих войск можно будет увидеть.

То же самое и с футбольными состязаниями. Радиозритель сможет увидеть лишь портреты футболистов перед игрой, с указанием их места на поле, игру вратаря, первый удар, портрет хорошего игрока... [11]

К 1938 г. в Ленинградской центральной радиолаборатории разработали телеаппаратуру на 60 и 90 строк, но достигнутое увеличение четкости изображения привело к новым проблемам, особенно для приемных устройств. Для передачи более четкого изображения не хватало света, поскольку принципиальным недостатком механического телевидения являлась невозможность "накопления энергии". Кроме того, аппаратура значительно усложнялась, так как развертка изображения с большим количеством строк требовала использования более громоздких вращающихся деталей с увеличившейся скоростью вращения.

На смену оптико-механическому телевидению уже шло более совершенное многострочное электронное телевидение. К 1937 г. все страны, кроме СССР, прекратили передачи механического телевидения. Опытные передачи электронного телевидения с использованием вновь созданных телецентров в Москве (Шаболовка, 53) и Ленинграде (ул. акад. Павлова, 13) начались с 1938 г. и в нашей стране. Тем не менее отечественное малострочное механическое телевидение оказалось более "живучим", и телепередачи на его основе продолжались еще три года [12]. Объяснение этому любопытному факту мы дадим в следующей главе.

Телевизоры в стране радиолюбителей

Система телевещания, официально начавшая жизнь в нашей стране 1 октября 1931 г., должна была прирастать двумя взаимосвязанными частями: охватывающими территорию СССР телепередающими центрами и постоянно увеличивающейся аудиторией телезрителей. О развитии отечественных ТВ-центров говорилось в предыдущем разделе; вслед за Москвой, Ленинградом, Одессой телепередатчики появились в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Томске и других городах. Сложнее обстоял вопрос с ростом телезрительской аудитории. Желающие увидеть новое чудо научно-технического прогресса должны были иметь возможность приобрести телевизионный приемник, а это как раз оказалось большой проблемой.

Судя по документам, разработка опытных образцов телевизоров в нашей стране не отставала от создания передающей аппаратуры. На Всесоюзной конференции по телевидению, состоявшейся в Ленинграде в 1931 г., НИИ связи представил две модели телевизионных приемников, предлагавшихся для внедрения в производство. Еще один действующий образец телевизора участникам конференции продемонстрировал будущий академик А.Л.Минц, выступавший от завода им. Коминтерна [13]. Сложные в производстве и дорогостоящие телеприемники-"тумбочки" не имели перспектив производства: покупателей на них практически не было. Для массового выпуска нужно было предложить максимально простое в изготовлении, доступное рядовому советскому человеку устройство. Таким устройством стал "телевизор для индивидуального пользования", разработанный в 1932 г. ленинградским инженером А.Я.Брейтбартом [14]. Его телевизор имел две существенные особенности. Прежде всего, это был не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. Кроме того, данная телевизионная приставка была выполнена таким образом, чтобы достаточно квалифицированный радиолюбитель мог собрать и приладить ее к подходящему радиоприемнику своими силами.

Последнее обстоятельство оказалось очень важным для дальнейшей судьбы отечественного телевизора. Завод им. Коминтерна, взявшийся за освоение телевизора А.Я.Брейтбарта, смог выпустить в 1932 г. лишь небольшую партию таких ТВ-приставок. В последующие четыре года производства телевизионных приемников в нашей стране не было. Серийный выпуск ТВ приставок Б-2 был организован в нашей стране лишь в 1936 г., когда малострочное телевидение с механической разверткой изображения во всем мире доживало свои последние дни.
 

Рис. 6.  Л.Я. Брейтбарт - 
автор первого массового оптико-механического телевизора

Рис. 7. Набор приемной аппаратуры с механической разверткой.
Внизу - радиовещательный приемник.
Вверху - радиорепродуктор и телевизионная приставка Б-2

Отсутствие телевизионных приемников заводского изготовления не могло остановить многочисленных энтузиастов в их стремлении стать телезрителями. В СССР продолжался бум радиолюбительства, и в любом уголке страны можно было найти человека, знакомого с радиотехникой. Интерес к телевидению подогревался журналистами, зачастую знакомыми с новым достижением техники весьма поверхностно. Вот, например, с какими советами обратилась к своим читателям газета "Вечерняя Москва" в 1931 г., через два дня после начала регулярных опытных телевизионных передач:

"Ежедневно с 24 до 0.30 ночи с радиостанции МОСПС производится передача в эфир движущихся изображений (телевидение).

Делайте телевизоры (приемники изображений), настраивайтесь на волну в 379 м!

Смотрите! Смотрите! Передает Москва!

Вы не знаете, как делать телевизор? На днях мы расскажем об этом в газете" [15].

Неизвестно, пришлось ли автору этой заметки нести ответственность за свои опрометчивые обещания, поскольку описание устройства телевизора в газете не появилось. Однако радиолюбители горели желанием увидеть "передачу движущихся изображений", они были готовы изготавливать техническую новинку своими руками. Редакция специализированного журнала "Радио Фронт" получала многочисленные письма читателей, в которых содержалась просьба помочь преобразовать радиоприемник в телевизор. Некоторые из писем удивляют наивностью технических представлений их авторов:
"У меня приемник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера, к моему удивлению, услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра, и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон в динамик, потом в приемник, но ничего не увидел. Главное, не знаю, куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда вы передаете телевидение, - куда нужно смотреть..." [16].
Идя навстречу пожеланиям трудящихся, журнал начинает печатать материалы, которые должны не только объяснить, как работает телевизионная приставка, но и помочь обычному радиолюбителю изготовить ее самому. Телевизионная приставка к радиоприемнику Б-2, по мысли ее автора А.Я.Брейтбарта, должна была включать в себя неоновую лампу, диск Нипкова, ведущий и синхронизирующий двигатели, генератор строчной развертки. Вращающиеся детали нужно было устанавливать на точно изготовленных валиках, скорость вращения диска Нипкова необходимо было строго синхронизировать с передающей станцией.

Однако снабжать радиолюбителей полным набором аппаратуры в планы промышленности не входило. В продажу поступали неоновые лампы; несколько радиомастерских освоили изготовление небольших (диаметром 190 мм) дисков Нипкова из плотной черной бумаги. Найти ведущий, а тем более синхронизирующий двигатели простому любителю было практически невозможно.

На помощь пришел все тот же журнал "Радио Фронт". Автор статьи "Простейший любительский телевизор" Д.Сергеев предложил "радиолюбителям-одиночкам" доступный, хотя и несколько экзотичный, способ придать диску Нипкова необходимую скорость вращения. Д.Сергеев высказал убеждение, что настоящий энтузиаст может вообще обойтись без электродвигателей, приводя в движение механическую часть телевизора собственными руками. Для этого автор статьи предлагал использовать приводную ручку и маховик от швейной машины. Маховик крепился на одном валу вместе с диском Нипкова, что должно было придать диску устойчивость вращения. Необходимые 12,5 оборотов в секунду диска Нипкова "радиолюбитель-одиночка" мог получить, равномерно вращая приводную ручку, реквизированную у швейной машины, со скоростью 50 об/мин, (передаточное число ременной передачи составляло 1:15) [17]. Чтобы удержать на какое-то время телевизионную картинку, последователю метода Д.Сергеева приходилось хорошо потрудиться.

В 1936 г. завод им. Козицкого наконец начал серийный выпуск малогабаритных телевизоров Б-2, представлявших собой радиоприемник с телевизионной приставкой конструкции А.Я.Брейтбарта [18]. Размер изображения на экране этого телевизора составлял 16x12 мм. Использование линзы (лупы) позволяло увеличить картинку в 2-2,5 раза. Практически смотреть передачи по телевизору Б-2 мог только один человек. Неоновая лампа, использовавшаяся в телевизоре в качестве источника света, давала оранжево-красноватое свечение, поэтому в тот период отечественное механическое телевидение было черно-оранжевым.

Интерес к телевидению в радиолюбительских кругах обгонял задержавшееся промышленное освоение телевизионных приставок, и выпущенная в 1936 г. серия приемников не могла удовлетворить потребности города и села. Журнал "Радио Фронт" вместе с группой специалистов продолжал изыскания в области телевизионного творчества, результатом чего стала опубликованная в 1937 г. статья "Колхозный телевизор".

"В деревне, в особенности в деревне, удаленной от городов, - говорилось в статье, - телевизор является в полном смысле этого слова «окном в мир». Те возможности, которые предоставляет телевизор сельскому жителю, настолько велики и очевидны, что не нуждаются в многословном пояснении. Лаборатория телевидения «Радиофронта», перед которой была поставлена задача сконструировать колхозный телевизор, после некоторых экспериментов остановилась на «патефонном варианте». Опыты показали, что вполне удовлетворительное качество изображения можно получать при вращении диска телевизора при помощи пружинного патефонного механизма" [19].
В "колхозном" варианте корпус диска Нипкова крепился к патефону, который становился таким образом приводом механической части телевизора. Осью вращения для диска служили вязальные спицы, крепежом - велосипедные ниппели. Линза для экрана - ею служило стекло от очков +9 диоптрий - увеличивала изображение до размера примерно 3 х 4 см *.
* Спустя годы "патефонная идея" по сходным причинам возродилась применительно к магнитофонам. В середине пятидесятых годов массово выпускались насадки на патефоны с механизмом лентопротяжки и магнитным головками. Все это вместе с коробочкой лампового усилителя называлось "МП-2" - V.V.
Большое впечатление производит перечень затрат на покупку деталей для создания "колхозного телевизора". Авторы проекта не включили в перечень патефон, решив, по-видимому, что он и так найдется в любом колхозе.
    1. Ниппели от "Рекорда" или подобные им - 8 шт. по 50 коп. 4 руб. 
    2. Спицы вязальные - 3 шт. по 10 коп. 30 коп. 
    3. Алюминий листовой размером 150 х 100 х 2(3) мм - 1 шт. 50 коп. 
    4. Алюминий или прессшпан размером 650 х 600 х 0,3 (1) мм 2 руб. 
    5. Линза (+9 диоптрий) - 1 шт. 2 руб. 
    6. Диск Нипкова от телевизора Б-2 - 1 шт. 1 руб. 50 коп. 
    7. Неоновая пятачковая лампа - 1 шт. 3 руб. 10 коп. 
    8. Подсобный мелкий материал 1 руб. 


         Итого 14 руб. 40 коп.
С вводом в строй в 1938 г. телецентров электронного ТВ в Москве и Ленинграде встал вопрос о целесообразности дальнейшего использования системы оптико-механического телевидения. Как уже говорилось, зарубежные страны к тому времени прекратили механическое телевещание. Пойти сразу по этому пути в нашей стране означало признать, что организованный всего лишь год назад серийный выпуск механических телевизоров Б-2 - ошибка планирования. К тому же, в результате развернувшегося творчества народных масс, в стране появилось большое количество самодельных радио-телеприемников, настроенных на передачи оптико-механического телевидения. "Катодных" же телевизоров, предназначенных для приема электронного ТВ, было выпущено мало. В этой ситуации было принято решение: продолжать малострочное механическое телевидение для дальнего вещания на длинных и коротких волнах, одновременно развертывать многострочное электронное ТВ для местного вещания на УКВ. В результате механическое телевещание в СССР существовало примерно 10 лет (в Москве до 1 апреля 1941 г.).

Рис. 8. Колхозная телевизионная установка, 1937 г.

Оптико-механическое телевидение не имело существенных перспектив развития из-за недостаточной чувствительности телепередатчика, низкой разрешающей способности системы, крайне малого размера изображения. Известный отечественный специалист С.И.Катаев назвал механическое телевидение "суррогатной разновидностью (телевидения". Но для истории техники отклонения от "столбовой дороги" научно-технического прогресса представляют особый интерес.

К оптико-механическому телевещанию общество пришло после полувека изысканий, опытов, проектов осуществления "видения на расстоянии". Характерной чертой развития техники служит практическое использование того, что осуществимо и эффективно в данный момент, даже при наличии более перспективных, но труднореализуемых проектов. "Суррогатные", по нынешним понятиям, телевизионные устройства десятилетия назад были результатом взлета мысли и являлись закономерной вехой в истории данной области науки и техники.

Неслучайным было и появление в стране в 1930-е гг. любительских телевизоров с деталями от швейных машинок, патефонов и велосипедов. История техники неразрывно связана с социально-экономическим развитием страны, и создание такого рода устройств лишний раз подчеркивает эту связь. Нельзя не отметить и тот факт, что техническое творчество масс способствовало в дальнейшем появлению в нашей стране большого числа квалифицированных изобретателей и ученых.

Русско-американское изобретение электронного телевидения

Идеи Б.Л.Розинга по созданию системы электронного телевидения всерьез захватили его ученика В.К.Зворыкина, и по окончании в 1912 г. Петербургского технологического института бывший студент решает заниматься исследованиями в этой области. Однако начинается Первая мировая война, научные планы приходится отложить. После возвращения с фронта Зворыкина ждали новые испытания. Началась Гражданская война, о спокойной работе в лаборатории не приходилось даже мечтать.

Становилось очевидным, - писал Зворыкин в воспоминаниях, - что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности, для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось... Новое правительство издало строгие декреты, согласно которым все бывшие офицеры обязывались явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию... Мне не хотелось участвовать в гражданской войне. Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал. В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка [20].
В 1918 г., преодолев немало трудностей, Зворыкин уезжает в США, где спустя два года начинает работу в исследовательской лаборатории фирмы Westinghouse Electric. Получив возможность осуществления давно вынашиваемых идей, Зворыкин практически в одиночку разрабатывает полностью электронную телевизионную установку и в декабре 1923 г. подает заявку на изобретение телевизионной системы нового типа [21].

Первую заявку Зворыкина на изобретение системы электронного ТВ ожидала трудная судьба. В течение многих лет Патентное ведомство США отказывало изобретателю в выдаче патента, ссылаясь на то, что осуществить предложенную им систему фотоэлектрического преобразования видимого изображения в электрические импульсы практически невозможно. Патент ему выдали лишь спустя пятнадцать (!) лет после подачи заявки - 20 декабря 1938 г., когда многие жители Нью-Йорка уже имели дома телевизионные приемники с кинескопом Зворыкина.

По достоинству пионерскую разработку русского изобретателя долгое время не могло оценить и руководство компании Westinghouse Electric. В 1925 г. после демонстрации генеральному директору компании Дэвису установки электронного ТВ Зворыкин получил указание "заняться чем-нибудь более полезным для фирмы". В отличие от руководителей фирмы, выпускник Санкт-Петербургского технологического института не сомневался в будущем своего детища. В этот период он уже обдумывал способ передачи цветного изображения и в том же 1925 г. подал заявку на изобретение системы цветного телевидения [22].

В 1929 г. Зворыкин разработал принципиально новую высоковакуумную электронно-лучевую трубку для использования в телевизионных приемниках, названную им "кинескопом". Спустя два года русский эмигрант решил также основные проблемы, связанные с изготовлением электронной передающей трубки - "иконоскопа", после чего дорога к созданию полностью электронной системы телевидения была открыта.

26 июня 1933 г. Зворыкин выступил на годичной конференции Американского общества радиоинженеров с докладом "Иконоскоп - современный вариант электрического глаза". В этом докладе ученый раскрыл технические секреты системы электронного телевидения, до тех пор не публиковавшиеся в печати [23]. Это выступление Зворыкина по существу открыло новую эру в развитии радиоэлектроники, связанную с появлением средства аудиовизуальной коммуникации, оказавшего большое влияние на жизнь общества.

Рис. 9. В.К. Зворыкин с разработанной им электронной телевизионной передающей трубкой - иконоскопом, 1937 г.

Эмигрант из России получает массу приглашений выступить как в США, так и в Англии, Франции, Германии, СССР и других странах. Решение, принятое в этой ситуации Зворыкиным, удивило многих: изобретатель принял предложение в числе первых посетить Россию [24]. Спустя всего полтора месяца после доклада в Чикаго американский гражданин В.К.Зворыкин прибыл в СССР, который покинул пятнадцать лет назад.

13 августа 1933 г. Зворыкин выступил на заседании Ленинградского научно-технического общества электриков с докладом "Телевидение при помощи катодных трубок". В зале находились практически все ведущие отечественные радиоспециалисты, занимавшиеся исследованиями в области телевидения. По окончании доклада было решено провести обсуждение. Сохранившаяся стенограмма заседания представляет большой интерес, поскольку в выступлениях отечественных специалистов дается оценка наших работ сравнительно с достижениями ведущей американской фирмы.

Профессор Г.В.Брауде (Ленинградский НИИ телемеханики):

В СССР работой в том же направлении, что и Зворыкин, занимались, в частности, Б.Л.Розинг, А.А.Чернышев и А.П.Константинов. Профессор А.А.Чернышев запатентовал в 1925 г. конструкцию трубки с мозаичной мишенью, а А.П.Константинов, независимо от Зворыкина, разработал передающую трубку с накоплением зарядов <..> К сожалению, автор (А.П.Константинов. - прим. В. Б) не только не осуществил этой вещи, но даже не опубликовал и не добился патентного завершения. Это показывает, как у нас не умеют развивать хорошую мысль и не умеют ее поддерживать. Например, Б.Л.Розинг предложил приемную трубку, но она только у нас до сих пор не осуществлена [25].
А.П.Константинов (Ленинградский электрофизический институт):
В отношении новизны и колоссального переломного значения того основного начала, которое положено в самый принцип накопления заряда, то, как справедливо указал здесь т. Брауде, это было предложено у нас три года тому назад... Соответствующие заявки были в ЦРЛ и в том институте, где работал автор, и во Всесоюзном электротехническом институте, то есть во всех пунктах, которые занимаются телевидением <..> В моем устройстве в основном применен тот же самый принцип, но неизмеримо изящнее и практичнее это сделано у д-ра Зворыкина <..> Несмотря на то, что в 1930 г. с этим предложением были ознакомлены буквально все учреждения, почти никаких мер, если не считать некоторых первоначальных шагов ВЭИ, по этому поводу не предпринято. В ВЭИ начали делать, получили отзыв на эту работу, в 1931 г. запросили информацию о кое-каких деталях, и с того времени почти ничего не сделано [26].
Начальник лаборатории телевидения В.А.Гуров (Центральная радиолаборатория):
Мне лично показывать было нечего доктору Зворыкину по той простой причине, что уровень техники в моей лаборатории, как говорится, подгонялся под то, что принято было в Европе <..> Я полагаю, что своим приездом д-р Зворыкин помог нам в значительной степени перейти от европейской техники к той стадии американской техники, на которую нам надлежит обратить сугубое внимание.
Академик А. А. Чернышев (Ленинградский электрофизический институт):
Мне кажется, что действительно наступил момент, когда телевидение стало уже действительностью, и что после работы д-ра Зворыкина можно определенно утверждать, что мы через несколько лет окажемся в таком же положении в отношении телевидения, в каком мы теперь оказались по отношению к широкому вещанию (т.е. радиовещанию. - В. Б.) <..> Заслуга доктора Зворыкина, который столько лет упорно работал, необычайно велика, и безусловно он является настоящим творцом телевидения [27].
Изобретателю электронного телевидения в СССР был оказан прием на самом высоком уровне. Он получил возможность встретиться с сестрами и братом, отдохнуть несколько дней на Черноморском побережье. Кроме того, как следует из воспоминаний Зворыкина, он получил официальное предложение вернуться на родину с предоставлением ему самых благоприятных условий для работы и проживания. Этот важный вопрос Зворыкин обсуждал с ближайшими родственниками в свой следующий приезд в СССР в 1934 г. После обстоятельного взвешивания всех за и против, связанных с возвращением, Зворыкин принял окончательное решение остаться в США [28].

 Рис. 10. Фрагменты современного плаката, посвященного созданию советского иконоскопа

Выступления В.К.Зворыкина в Ленинграде, а затем в Москве, оказали существенное влияние на работы в области телевидения, проводимые в СССР. В рекордные сроки - за два с половиной месяца - доклад русского американца был переведен на русский язык и издан отдельной брошюрой тиражом 3000 экз. [29] Специальным правительственным постановлением были определены мероприятия, направленные на преодоление отставания в данной области. Основные исследования и разработки по созданию электронной телевизионной установки, предусмотренные постановлением, проводились в Ленинградском институте телемеханики под руководством А.В.Дубинина. Для разработки иконоскопа в СССР была создана первая лаборатория передающих телевизионных трубок во главе с Б.В.Круссером. Лаборатория Круссера работала с большим энтузиазмом. Уже в конце 1934 г. были представлены действующие образцы иконоскопов с четкостью 180 строк, как того требовало правительственное задание. Большой вклад в выполнение разработки внесли Б.В.Круссер, А.В.Дубинин, Н.М.Романова, Я.А.Рыфтин и К.М.Янчевский. К концу 1935 г. Ленинградский институт телемеханики, преобразованный к тому времени во ВНИИ телевидения, полностью завершил разработку электронной системы телевидения. Передающая аппаратура была рассчитана на 240 строк и 25 кадров при прогрессивной развертке. Созданное оборудование можно было использовать для организации отечественной системы телевещания нового типа с более высокими характеристиками.

Рис. 11. Первая передача Опытного ленинградского телецентра:
поет 3.А. Монахова, аккомпанирует 3.А. Столлер, оператор И.В. Чуркин, 1938 г.

В 1935-1936 гг. работа по оборудованию ТВ-центров электронного типа полным ходом велась в Германии, Англии, Франции и других странах. СССР имел соглашение о научно-техническом сотрудничестве с компанией Radio Corporation of America (RCA) и мог, помимо отечественных разработок, использовать телевизионную аппаратуру, созданную на этой фирме. Руководящие органы должны были принять решение, какую из разработок электронного телевидения принять за основу системы телевещания в нашей стране.


Просмотров: 620 | Добавил: ЦуНами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0