РОЖДЕНИЕ
ИДЕИ

Четверг, 13.12.2018, 14:34
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Каталог файлов


Главная » Файлы » Глаз » Глаз, как оптический прибор

ЗАГАДКИ ЦВЕТА - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
25.02.2013, 22:27

ЗАГАДКИ ЦВЕТА - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Марина Михеева

В мире цветовых явлений давным-давно поселилось удивительное противоречие.
Вся теория – от школьной физики до науки цветоведения – живет по Ньютону. Помните: каждый охотник желает знать…? Практика же, имеющая к нам непосредственное отношение, пользуется основами "Учения о цвете" Иоганна Вольфганга Гете. Имеется в виду всем известный CMYK, те ключевые цвета – голубой, пурпурный и желтый, – на сочетании которых строится воспроизведение цветных изображений в полиграфии. Не странно ли, что в ньютоновском спектре пурпурный вовсе отсутствует?
 

НЬЮТОН ИЛИ ГЕТЕ?

Однажды Гете, желая повторить опыт Ньютона, посмотрел сквозь призму. То, что он там увидел, вылилось за последующие 20 лет работы в обширный труд "Учение о цвете". Гете придумал самые разные опыты, хитроумные приборы и приспособления, нарисовал множество цветных таблиц, тщательно фиксируя свои наблюдения.
Гете сам рассказал, как начались его занятия цветом: "Каково же было мое удивление, когда рассматриваемая сквозь призму белая стена, оставалась как раньше белой…" и лишь там, где она сталкивалась с темным оконным переплетом, появлялись цвета. "Мне не пришлось долго раздумывать, чтобы признать, что для возникновения цвета необходима граница, и словно руководимый инстинктом, я сразу сказал вслух, что ньютоново учение ложно".
Всяческие попытки привлечь к работе физиков оказывались безуспешными. Ученые мужи с легкостью подгоняли теорию Ньютона под полученные Гете результаты. И до сего дня специалисты списывают друг у друга одни и те же фразы, не желая разобраться в сути: Гете заблуждался, теория Гете устарела (!?) и т.п.
Опыт Ньютона, если вспомним школу, заключался в следующем.
Поток света пропускался сначала через маленькое отверстие, а затем этот узкий пучок (луч) преломлялся сквозь призму. В результате Ньютон получил спектр из семи цветов радуги и сделал вывод о том, что белый свет разлагается на 7 известных составляющих.

 

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ И БЕЗ НЕЕ

Гете увидел, что при взгляде сквозь призму (без всякого узкого отверстия) цвет образуется на границе темного и светлого. Причем, о семи цветах спектра не идет речи вообще. Со стороны света отчетливо видны желтый и красный, а со стороны темноты – голубой и фиолетовый.

Он не стал создавать сложные условия для воспроизведения эксперимента Ньютона. Он просто нарисовал белую точку на черном фоне и в призме возник… ньютоновский семицветный спектр. Гете не удовлетворился этим явлением и такую же точку, но уже черную, нанес на белую бумагу. И снова взглянул в призму. Результат оказался еще неожиданнее – спектр появился вновь, но цвета в нем были другие…

Что происходит в этих точках с цветными полосами, возникающими на границе белого и черного? В узком пространстве белой точки желтый и голубой, накладываясь, смешиваются в зеленый. В центре черной точки соединяются красный и фиолетовый. И здесь, наконец, мы можем наблюдать наш родной пурпурный. Этот цвет особый, потому мы редко его видим. В отличие от зеленого, пурпур не рождается путем смешения соседних цветов. Пурпур потенцируется – вычленяется, вернее, высвобождается – при соединении фиолетового и красного концов радуги, в которых он содержится
Каждый, вооружившись призмой, может пронаблюдать то же самое и собственными глазами увидеть все эти цветовые чудеса.
 

ДЕЯНИЯ СВЕТА

О чем же сказали Гете описанные выше простые опыты?
Свет принципиально неделим. Свет незрим. Он виден только на материальных объектах, где может проявляться как ЦВЕТ. Гете называет цвет деяниями света, потому что он возникает там, где свет наталкивается на тьму. Человек живет в полярностях. Основная из них, известная как добро и зло, имеет множество проявлений во всех аспектах жизни и во всех явлениях мира. В нашем случае эта классическая пара является глазу как свет и тьма, а их взаимоотношения выражены в красочности мира.
Законы красочного мира не сводятся к формулам и длинам волн. Они всецело связаны с нашим восприятием и с устройством органа, которым мы его воспринимаем. Гете отводит глазу особую роль. Он утверждает: "Глаз обязан своим существованием свету … в глазе живет покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри или снаружи". И еще: Весь цветовой круг заключен внутри человеческого глаза!
Мы можем убедиться в этом, если в темной комнате посмотрим на яркую лампу и затем, погасив ее, переведем взгляд на любую черную поверхность. Для удачного опыта надо соблюсти ряд условий. Лампу возьмите белую матовую, чтобы не видна была спираль. Обычно достаточно 40 вт. Смотрите пристально секунд 10. Многое зависит от индивидуальных особенностей вашего зрения, поэтому время засветки глаза может быть больше или меньше. Погасите лампу, повернитесь лицом к черному пятну и смотрите на него, расслабив глаза и не концентрируя их на деталях. Между черным и вашими глазами почти сразу появится бледно-желтое марево, края которого через несколько секунд окрасятся в пурпурный цвет. Пурпур постепенно заполнит полностью желтый круг, и как только это произойдет, по контуру круга возникнет новый цвет - сине-голубой. Этот новый цвет также постепенно вытеснит пурпур и начнет темнеть по краям. В конце концов, все "видение" превратится в темно-серое пятно, почти черное. Когда все исчезнет, Вы осознаете, что глаз внутри себя содержит тот самый CMYK и что при сильной засветке он сам воспроизводит последовательно эти цвета.
Может быть для удачного опыта Вам придется потренироваться, варьируя время и степень засветки, а также расстояние до лампы и до черного пятна.
Что происходит при этом с глазом и цветом, объяснять не буду. Я уверена, каждый сам найдет объяснение, если немного задумается.
 

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ И ЦЕЛОЕ

Итак. Ньютон увидел частный случай и распространил закон на все проявления цвета.
Гете обозрел целое и нашел общие закономерности образования цветов.
Ньютон получил 7 основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Гете выделил три основных цвета – желтый, пурпурный, голубой.
Легчайшее затенение света проявляется как желтый. В природе это цвет солнца.
Наивысшее проявление света, его экзальтация – пурпурный. Это очень активная точка напряжения и борьбы, где свет испытывает наибольшее сопротивление тьмы.
Максимальное высветление тьмы мы видим как голубой – поэтому небо голубое.
Круг Гете включает 3 основных цвета, из комбинаций которых складывается весь возможный спектр. Между ними легко получить красный, фиолетовый, зеленый. Каждый дизайнер желает знать и знает из чего они составляются.

Вообще-то, правый круг может называться ньютоновским условно – в нем ведь не 7, а 6 цветов. Но в цветоведении принят именно этот круг со ссылкой на Ньютона (!?).
Сравним два круга. Казалось бы, разница небольшая. Всего-то пурпурный вместо красного. Но представьте себе в CMYK R на месте M – и ни один клиент не купит вашу продукцию.
Есть еще отличие – полная загадка!
То, что мы называем дополнительными цветами (а что, кстати, они дополняют?), то, что возведено в принцип цветовой гармонии, на этих кругах не вполне совпадает. С детства нам внушали – от уроков домоводства до уроков живописи, – что зеленый с красным лучшее сочетание. А тут оказывается, что зеленый тянется к пурпурному, а красный-то – к голубому. Как быть? Чей закон гармонии законнее?

 

СМОТРИ И УВИДИШЬ

Ответ опять же каждый может найти сам в простейшем опыте. Возьмите три кружка (квадратика, треугольника – чего захотите), окрашенных чистыми CMY. Расположите один из них на белом фоне. Эффект будет точнее, если вы осветите кружок ярким направленным белым светом. Но можно обойтись обычным освещением. Все будет видно, но несколько бледнее. Смотрите пристально на кружок примерно 10 секунд. Потом уберите его с фона и, расслабив глаза, продолжайте смотреть на белый фон. Проделайте то же самое с другими кружками. Вы увидите, что на месте голубого кружка появляется красный послеобраз, на месте пурпурного – зеленый, на месте желтого – фиолетовый. Еще более интересная картина откроется взору, если кружок будет голубой, а фон красный (или пурпур на зеленом, или желтый на фиолетовом). Каким окажется послеобраз – не скажу. Пусть это будет моим для Вас сюрпризом.
Что же мы все-таки видели и почему?
Живя в постоянных полярностях, человек всем существом стремится к равновесию.
Наш глаз, воспринимая цвет, стремится к тому же. Глаз требует компенсации. Концентрируясь на голубом, получив от него сильное цветовое впечатление, он испытывает потребность восстановиться и вызывает к жизни противоположный голубому красный. Вот мы и увидели, как эти два цвета дополняют друг друга, и поняли наконец, почему они дополнительные. По той же причине они оказались напротив друг друга в геометрии круга. Не мудрено - ведь геометрия не есть изобретение человека, но один из инструментов мировой гармонии, в которой все связано в единое целое.
Смешиваясь, голубой и красный нейтрализуются до белого. И так каждая из трех пар. Напротив основного, элементарного цвета, всегда оказывается смесовый. И если после всего увиденного мы сообразим, что красный, противостоящий голубому, состоит из желтого и пурпурного, то не отнесемся легкомысленно к словам Гете: "цветовой круг заключен внутри глаза". Может быть, здесь Вам захочется вернуться к опыту с засветкой глаза и еще раз поразмыслить над ним.
 

ДРАМАТУРГИЯ ЦВЕТА

Что же из Учения Гете может оказаться полезным для нас, кроме осознания правомерности CMYK? Теория Гете целостна. Она не разделяет функцию глаза, цветность мира и воздействие цвета на наше эмоциональное состояние. Собственно, дизайн существует ради восприятия. И цвет, как одна из составляющих этого самого восприятия, не на последнем месте. Чем больше мы будем знать о его сущности, тем точнее сможем пользоваться его возможностями. Вот теперь, понимая цвет как непрерывно меняющиеся взаимоотношения света и тьмы, мы готовы приблизиться вплотную к духовной составляющей миссии цвета. Теперь мы вправе решить для самих себя, что же здесь важно – длина волны, вычисленная Ньютоном, или нечто иное? Вы догадались, к чему я клоню. Но прежде, чем перейти к психологическому аспекту цвета, не могу не обозначить здесь еще один парадокс. Современные учебники по психологии опираются на описанное Гете эмоционально-нравственное воздействие цвета, и при этом с упорством рисуют ньютонов цветовой круг…

Желтый
Минимальное затенение света.
Тьма допущена в царство света, чтобы оттенить его и зажечь новое качество – цвет. Свет сияет в полноте своей уверенной и спокойной активности.
"Ясный, радостный. Благородство и роскошь золота. Придает теплоту всему, чего касается", – так характеризует его Гете.
Желтый всегда желанный. В древнерусском "желеты" означало "желать".
Желтый очень неустойчив. Это заметил и Гете: "Незначительное "загрязнение" превращает его в цвет неудовольствия, неудовлетворенности, болезненности…".

Красный
Максимальное затенение света.
Тьмы так много, что появляется угроза погашения света.
Гете говорит: "Цвет здоровых, энергичных, "диких". Возбуждает и обжигает".
Добавим: мы используем его и как праздничный (красный – красивый) и как сигнальный, предупреждающий об опасности. Такая двойственность не удивительна, она заключена в природе красного, где свет максимально активен, но одновременно он напряжен и тревожен, он в опасности потерять свое лицо под натиском тьмы.

Пурпурный
Столкновение и противоборство света и тьмы на их границе.
Шансы света и тьмы равны и каждый демонстрирует полноту своих сил.
В этом противостоянии проявляется их власть, накал и величие.
Как уже говорилось, цвет потенциируется из красного и фиолетового, в которых он содержится. Это совершенно особое действо высшего порядка, на которое не способен ни один другой цвет.
Пурпур редок и в природе. Его находят в лучшем кармине и в глубоководных моллюсках.
Теперь нам понятнее, почему это цвет власти – римских патрициев, императоров, кардиналов.
Гете называет его "Серьезный и роскошный".

Фиолетовый
Свет не побежден, но его роль меняется. Теперь он на территории тьмы.
Свет минимально высветляет тьму и очень осторожен. Многие склонны видеть в нем нечто мистическое. По Гете "Фиолетовый возбуждает, вызывает беспокойство. Он тянет за собой, но не для того, чтобы действовать, а чтобы отдохнуть в конечном пункте".

Голубой
Свет максимально высветляет тьму. Он заставляет тьму сиять холодным светом.
"Цвет ускользает от нас вдаль (как далекое небо, море, верхушки гор)
и тянет наш взгляд за собою". Он дает чувство холода и "какое-то противоречие раздражения и покоя".
В русском языке название "голубой" происходит от слова "глубь".

Зеленый
Тьма достигла максимального сияния в цвете и готова примириться с его присутствием. Свет уверен в себе. Круг пройден, и свет уже знает, что тьма не может погасить его.
Свет и тьма удовлетворены действием друг на друга. Они в равновесии.
И у Гете "Зеленый – удовлетворение, успокоение, равновесие".
Его больше всего в природе.
В древнерусском "зело" означало "очень, слишком".


Кому-то может показаться, что все эти цветовые характеристики субъективны и малозначимы для нашей деятельности. Никого не хочу убеждать, но приведу небольшую цитату из А.Ф.Лосева о "живой мифологии цвета":
"Я утверждаю, что проводимая в таком толковании цветов символическая мифология (между прочим, одинаковая у Гёте и у Флоренского) есть всецело именно символическая, так как она построена на существенной характеристике каждого цвета в отдельности. Против этого могут только сказать, что эти характеристики необязательны, произвольны и субъективны. Что они необязательны, это может утверждать только засушенное и мертвое, абстрактно-метафизическое сознание. Никто никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений. <...> Думают, что возбужденный характер красного цвета есть субъективное (так как нереальное) переживание, а колебательные движения среды, дающие красный цвет, – объективны. Почему? Чем одно лучше другого? Разве эти "волны" не суть тоже некое физическое явление, воспринимаемое обычным путем? Почему одни восприятия субъективны, другие вдруг объективны? По-моему, все одинаково субъективно и объективно. И не лучше ли просто выкинуть всех этих субъектов и объектов, и не лучше ли описывать предмет так, каким он является? Не хочется людям довериться живому опыту. А он как раз говорит, что не мы возбуждаем красный цвет, а он – нас; не мы успокаиваем зеленый цвет, но он – нас; и т. д. Ну, так и давайте запишем: красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. И, значит, возбужденность – его объективное свойство. Для меня оно, во всяком случае, гораздо более объективно, чем какие-то там волны неизвестно чего, о которых я с гимназических лет успел забыть все, что ни вбивали в меня старательные физики. Физику я забыл, а красный флаг от белого всегда буду отличать, – не беспокойтесь."
(Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. С.50-51).

 



История непрерывного спора света и тьмы, выражающая себя в красках мира, только начата. Здесь я осуществила первую попытку с помощью воззрения Гете проникнуть в загадку, загаданную нам Природой или самим Господом. Почему-то мы устроены так, что наши чувства и ощущения как бы сами собой окрашиваются, а каждый цвет всегда откликается чувством.
Недавно я была свидетелем того, как дизайнер известного рекламного агентства приписывал своей упаковке качество агрессивности. Графическое решение было построено на сочетании зеленого и грязно-коричневого, и никто не мог понять, в чем же ее агрессивность.
Имея в руках такой мощный инструмент как цвет, мы обязаны знать все, на что он способен. Мы не имеем права пользоваться им случайно или по наитию, хотя в этом последнем случае как профессионалы часто попадаем в цель.

Наука о цвете не может быть абстрактной теорией. Она только затем и нужна нам, чтобы проникать в души и зажигать в них все цвета радуги.

Делакруа и Кандинский создавали свои теории цвета, основываясь на Гете. Импрессионисты напрямую пользовались ею – Ван Гог свою палитру так и называл: "палитра Гете".
И все же... Я точно знаю, что удовлетворительных попыток сведения воедино (или размежевания) теорий Ньютона и Гете не предпринимается, отечественные дизайнеры этой проблемой не занимаются вовсе.
Дорогие коллеги, я всех вас приглашаю поучаствовать в увлекательном исследовании. Принимаются любые позиции, взгляды, идеи. Соблюдение авторства могу гарантировать только собственной нравственной позицией. А какие другие гарантии могут быть убедительными в наше время? В конце концов, тот, кому эта тема интересна, сделает неоценимый вклад в общее дело.
Прошу и всех любителей халявы и пиратства не перетаскивать на личные сайты эту статью без указания моего имени.

Категория: Глаз, как оптический прибор | Добавил: ЦуНами
Просмотров: 545 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Категории раздела
Глаз, как оптический прибор [6]
Угол обзора [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0