Веб-квесты
Общие сведения
Веб-квесты в обучении языку
Структура веб-квеста
Методическая оценка веб-квестов
Литература
Ссылки на коллекции веб-квестов
Шаблоны для создания веб-квестов и бланков оценки выполнения веб-квестов
Общие сведения
Quest в переводе с английского языка - продолжительный
целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или
игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных
игр.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами
ролевой игры, для выполнения которого используются информационные
ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания
являются Bernie Dodge и Tom March http://ozline.com/learning/index.htm
По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как
тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia
Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция
примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для
учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у
учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель,
создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной,
методической и инфокоммуникационной компетенции.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого
материала, могут быть представлены в виде устного выступления,
компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
B.Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов [9]:
Пересказ |
Планирование и проектирование |
Самопознание |
Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. |
Разработка плана или проекта на основе заданных условий |
Любые аспекты исследования личности |
Компиляция |
Творческое задание |
Аналитическая задача |
Трансформация формата информации, полученной из разных источников:
создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы
времени, капсулы культуры |
Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика |
Поиск и систематизация информации |
Детектив, головоломка, таинственная история |
Достижение консенсуса |
Оценка |
Выводы на основе противоречивых фактов |
Выработка решения по острой проблеме |
Обоснование определенной точки зрения |
Журналистское расследование |
Убеждение |
Научные исследования |
Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) |
Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц |
Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников |
Более подробное описание различных типов заданий для веб-квестов и
рекомендации по их разработке на английском языке можно найти на
странице http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/
Веб-квесты в обучении языку
В обучении языку могут использоваться веб-квесты:
- по различным учебным дисциплинам, созданные для носителей языка;
- для изучающих иностранные языки.
Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в
обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения
языком для работы с аутентичными ресурсами интернета. В связи с этим
эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам
возможна в тех случаях, когда веб-квест:
- является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
- сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями
на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных
ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над
квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Структура веб-квеста
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание
последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для
выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники
информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны,
таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно
организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. [12]
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Примеры веб-квестов
Phyllis Cox, Fran Hyder, Myra Gibson, Sandra Duggins, Alan Bishop
Impressionism
http://www.spa3.k12.sc.us/WebQuests/Impressionism/index.htm
Перевод (Сохранить файл)
Susan Medina
All Roads Lead to Rome.
http://www.esc2.net/TIELevel2/projects/rome/default.htm
Elizabeth O'Connell
A Colonial Time Capsule: A WebQuest
http://www.cantonma.org/~oconnelle/webquest/colonies.html
Анна Быкова, Светлана Малинина (МГУ)
The Tower of London
http://www.ffl.msu.ru/staff/stitova/web/toweroflondon/Tower-index.html
Richard Werner
Extreme Sports Web Quest
http://www.longwood.k12.ny.us/wmi/wq/werner2/index.htm
B. Salter
Earthquake WebQuest.
http://sd67.bc.ca/schools/sss/Science/webquest/frontmenu.htm
Методическая оценка веб-квестов
Критерии методической оценки веб-квестов, которые разработали B. Dodge [11] и Т.March [13], направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе квеста:
Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.
Порядок работы и необходимые ресурсы - точное
описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и
оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие
мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки -
вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при
использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов
для каждой роли.
Оценка - адекватность представленных критериев
оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки,
возможность измерения результатов работы.
Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Веб-квесты, удовлетворяющие данным методическим критериям,
размещаются в коллекциях на портале веб-квестов университета Сан Диего
(Калифорния, США), http://webquest.org и на портале Best WebQuests http://www. bestwebquests.com.
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты. (подробнее)
Коллекции веб-квестов по многим учебным дисциплинам на разных языках
для различных возрастных групп обучающихся - учащихся начальных
классов, школьников, студентов, взрослых, размещаются на образовательных
порталах (примеры коллекций).
Литература
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в
формировании коммуникативной и социокультурной компетенции //
Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.
Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М.,
2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты //
Материалы международной конференции "Информационные технологии в
образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в
обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning):
"ярмарка языков" и "веб-квест по русскому языку и страноведению" //
Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые
столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты
как метод и средство развития навыков информационной деятельности
учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
6. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001. - http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
7. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997- 2001. - http://www.ozline.com/learning/theory.html
8. March T. Web-Quests for Learning. 1998. - http://www.ozline.com/webquests/intro.html
9. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. - http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
10. Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests. - http://eduscapes.com/tap/topic4.htm
11. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001. -http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
12. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001. -http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html
13. March T. Criteria for Assessing Best WebQuests. 2002-2003. -http://www.bestwebquests.com/bwq/matrix.asp
14. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005. -http://academics.smcvt.edu/cbauer-ramazani/Links/webquests.htm
15. The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm
|