Движущиеся картинки, возможно, изобрели ещё в палеолите
25 декабря 2012 года, 17:41 |
Текст: Дмитрий Целиков
Если верить учебникам, заря кинематографа
взошла 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе», где, приглушив
свет, Луи и Огюст Люмьеры устроили первый публичный киносеанс. Но,
по-видимому, любовь к правдивому изображению жизни родилась в человеке
тысячи лет назад — возможно, одновременно с искусством как таковым.
В последние годы некоторые историки первобытного общества стали
приходить к выводу, что пещерная живопись была участницей своего рода
театрализованных представлений: люди рассказывали истории с помощью
визуальных спецэффектов. Есть мнение,
что наши пращуры даже изобрели мультипликацию: на обе стороны каменного
диска наносились рисунки, после чего диск крутился, и животное
приходило в движение.
Наше повествование следует начать с аспиранта-палеоантрополога Университета Экса — Марселя (Франция) по имени Марк Азема.
Изучая многочисленные образцы наскальной живописи, он ещё в 1990-х
обратил внимание на изображения животных, которые казались наложенными
друг на друга. Например, у лошади из французской пещеры Ла-Марш пять голов, два хвоста и по меньше мере шесть передних лап. Между тем туловище козла, вырезанного на стене Абри-дю-Коломбье на юго-западе Франции, поддерживает и вовсе бессчётное количество ног.
Возможно, это остатки неудачных попыток нарисовать животное, но г-н
Азема не удовлетворился этим объяснением. 15 лет чтения книг по
естественной истории и ветеринарных учебников убедили его в том, что каждый такой «эскиз» представляет
собой корректное изображение движений. Учёный стал раскладывать рисунки
на «кадры» и делать из них мультфильмы — и действительно, животные
«забегали». Лошадь из Ла-Марша, например, била копытом, поднимала и
опускала голову, а также взмахивала хвостом. А козёл, как нетрудно
догадаться, нёсся со всех ног.
Разумеется, современники художника ничего подобного увидеть не могли, но
сама традиция подобного изображения животных говорит о том, что человек
изначально хотел запечатлеть жизнь как она есть — в движении, а вовсе
не останавливать мгновение. И это, отмечает г-н Азема, поднимает важный
вопрос о назначении наскальной живописи. Мы привыкли считать, что это
просто картинки, но учёный уверен: это иллюстрации. С их помощью
рассказывались истории.
Кроме того, не стоит забывать, что на эти изображения следует смотреть
так, как смотрели на них люди верхнего палеолита. «Всё наскальное
искусство фотографировалось и снималось на видео совершенно
неправильно», — подчёркивает кинематографист и археолог Фредерик Бейкер
из Санкт-Пёльтенского университета прикладных наук (Австрия). Мы
устанавливаем стационарные источники освещения, а древний человек с
каменной лампой в руках, где горел животный жир, проходил мимо
изображений постепенно, высвечивая то одну их часть, то другую. Сначала
он видел, как лев с прижатыми ушами высматривает добычу, затем ему
открывалась сцена погони и так далее. Чем не интерактивное
повествование?
Давно замечено, что древние художники активно пользовались особенностями
поверхности, которая становилась их «холстом». Например, в пещере
Куньяк на юге Франции вымерший гигантский олень
(Megaloceros) 25 тыс. лет назад был вписан в естественные изгибы стены.
В результате его грудь и горло получились объёмными, и при должном
освещении тень, отбрасываемая неровностями стены, создавала 3D-эффект. И
возможно, это позволяло также анимировать изображение. Французский
историк и писатель Мишель Лорбланше полагает, что из-за дрожания пламени возникала иллюзия дыхания оленя.
Аналогичным образом тело козла нарисовано над тонкими вертикальными
неровностями кальцита, выступающими из стены. Похоже на то, что они
заменяли животному ноги, и в мерцающем свете могло казаться, что зверь
бежит.
Пожалуй, самый поразительный пример искусства такого рода находится в испанской пещере Эль-Кастильо.
Глубоко в недрах горы на трёхметровом сталагмите изображён шаман в
бизоньей шкуре: углём обрисованы склонённая голова, два рога и круглая
спина, а вместо задних ног — человеческие лодыжка и пятка. Кажется,
фигура замерла в танце. При правильном расположении и движении источника
света устрашающая тень сталагмита «разгуливает» по потолку. Невозможно
предположить, что автор сего чуда не знал о тени и не имел её в виду.
Ещё одно доказательство предложил в 2007 году французский художник Флоран Ривер,
который живёт в Нью-Йорке и занимается воспроизведением доисторических
артефактов. В 1940-х годах в Пиренеях был найден предмет размером с
крупную монету. Его возраст оценивается в 15 тыс. лет. Считается, что
это украшение или пуговица, но Ривер и Азема увидели в нём кое-что
другое. Дело в том, что на одной стороне предмета самка оленя лежит, её
конечности сложены, а на другой — стоит. Г-н Азема пропустил через
центральное отверстие нитку из сухожилия и начал вертеть диск. Эффект
был таким же, как у мультфильма, нарисованного в блокноте: животное
вставало и садилось. Заметьте: для этого древнему художнику надо было
понимать, что ему придётся очень точно совместить изображения, чтобы
двигались только ноги.
Гипотезу проверили на других «монетах»: на одной мамонт открывал и
закрывал глаза и рот, на другой лошадь пускалась в галоп. После такого
пещерного человека никак не назовёшь примитивом.
Аналогичные мысли посещают специалистов, изучающих резьбу по камню на открытом воздухе. Например, г-н Бейкер указывает на Валькамонику в Итальянских Альпах. В «плоском» свете полуденного солнца «питоти» практически не видны. Но на рассвете и на закате эти фигуры вдруг приобретают объём благодаря тени. Этот приём — тромплей — был известен уже в античности, а корни его, судя по всему, ещё более древние.
Подготовлено по материалам NewScientist.
|