В Музее современного искусства Сан-Франциско (SF MOMA)
проходит выставка научной фотографии 1840-х — 1900-х годов. На ней
можно увидеть первые в истории рентгеновские снимки, дагерротипы с
изображением Луны и даже фотографии призраков.
Сейчас мы прекрасно знаем, как выглядит Земля из
космоса, на что похожи бактерии и вирусы и что находится у нас под
кожей. Для нас рентгеновские снимки, фотографии микроорганизмов и
далеких космических объектов давно стали чем-то привычным, и мы не
можем себе представить, что чувствовали люди, когда им впервые дали
посмотреть на то, что нельзя увидеть невооруженным глазом. Первые в
истории фотоснимки были сделаны Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph
Nicéphore Niepce) в 1820-х годах, а широкую известность фотография
получила в конце 1830-х, когда были изобретены дагерротипия и
калотипия. Новый способ производства изображений сразу взяли на
вооружение ученые, которые с помощью фотографии смогли показать миру
свои открытия.
Сейчас каждый школьник знает, что, поместив под
микроскоп крошечного жучка, можно узреть там страшное волосатое и
рогатое чудище. А для подавляющего большинства людей середины XIX века
это было настоящим откровением. Микроскоп был изобретен в XVII веке, но
широко использоваться начал в 1830-х годах. Рассматривать насекомых и
растения под микроскопом было популярным развлечением у состоятельных
людей, но простой народ позволить себе такие дорогие игрушки не мог.
Конечно же, изображения предметов под микроскопом появлялись в журналах
и до изобретения фотографии — на благо науки трудилось множество
художников. Причем ученым, использовавшим фотоаппарат, пришлось
побороться с теми, кто предпочитал зарисовывать свои открытия, а
главным аргументом художников было то, что, рисуя находящийся под
микроскопом объект, они изображали исключительно его, а на фотоснимках
неизбежно проступало то, что «к делу не относится» — пыль и так далее.
Но все-таки фотография взяла верх, ибо доверия к ней было, естественно,
больше.
На выставке в SF MOMA представлены ранние снимки
микроорганизмов, различных растений, мелких насекомых, а также снежинок.
Первые фотографии снежинок сделал Уилсон Элвин Бентли (Wilson Alwyn
Bentley). В юном возрасте он рассматривал «ледяные цветы» под старым
микроскопом, затем решил приделать к устройству фотоаппарат. За всю
свою жизнь Бентли сделал более пяти тысяч снимков снежинок, написал о
них книгу и стал автором теории, согласно которой ни одна снежинка не
похожа на другую.
В том же зале, что и снимки предметов под микроскопом,
представлены стереофотографии. Они выглядят очень необычно: лист, на
который наклеены два похожих, но не одинаковых изображения. Приверженцы
этого вида фотографии заявляли, что раз мы смотрим на мир двумя
глазами, у фотокамеры тоже должны быть два «глаза». С помощью
специального стереоскопа можно получить объемное изображение. В 1850-х
годах стереоскопия была очень популярна — почти в каждой гостиной
представителей среднего класса было необходимое оборудование.
Глядя на волшебно красивые фотографии мельчайших организмов, вспоминаешь картины великих абстракционистов XX века — Василия Кандинского,
Жоана Миро (Joan Miró) и других. Сразу кажется правдивым утверждение,
что если бы не было фотографии, не было бы и искусства модернизма —
ибо они неразрывно связаны. Фотография и авангардное искусство взяли на
себя задачу показывать людям то, что не видно глазу. На фотоснимках
можно увидеть различные физические явления, а великие модернисты
пытались отобразить на своих картинах движения человеческой души.
В следующем зале можно увидеть первые в истории
фотоснимки небесных тел. Дагерротипы с изображением Луны, сделанные в
середине XIX века, невероятно красивы, но ученым в их исследованиях они
не помогли: на фотографии нельзя было разглядеть детали, видимые с
помощью телескопа. Но с изобретением сухих желатиновых пластин в 1870-х
годах в астрономии произошла настоящая революция. Снимки Луны стали
по-настоящему популярными, их печатали в журналах и экспонировали на
выставках. В SF MOMA можно также увидеть первые фотографии Млечного
пути и солнечного затмения.
С помощью фотографии ученым стало гораздо легче
сообщать друг другу и миру о своих открытиях. На фотоснимках люди
впервые смогли увидеть невидимые силы природы, такие как электричество.
Ученый-любитель Этьенн-Леопольд Трувело (Etienne-Léopold Trouvelot)
делал изображения электрических разрядов. Чудесные формы, напоминающие
водоросли, существуют только на снимках: автор фотографировал
электрический ток на фотонегативе и видел только искорки, сам же
процесс рождения этих форм оставался для него скрытым. В те годы многие
боялись использовать электричество: газеты и журналы изобиловали
страшными карикатурами, на которых людей убивало током. Снимки Трувело
помогли убедить зрителей в том, что электричества не стоит страшиться,
что оно, как и все силы природы, естественно и красиво. Вообще Трувело
прославился благодаря своим рисункам с изображением небесных тел, а
также тем, что ввез в США бабочек-вредителей — непарных шелкопрядов, от
которых до сих пор страдают американские леса.
Уильяма Дженнингса (William Jennings), так же как и
Трувело, можно назвать не только ученым, но и художником. Он прославился
своими снимками молнии. Дженнингс показал, что формы молнии
многообразны, но ни одна из них не напоминает зигзаг.
Можно сказать, что Дженнингс и некоторые другие
ученые-фотографы бросили вызов живописцам. Оказалось, что многие
художники-«реалисты» рисуют мир неправильно! Столетиями живописцы
бились над проблемой изображения движения. Им в этом помогли знаменитые
фотографы Эдверд Майбридж (Eadweard Muybridge) и Этьенн-Жюль Маре
(Etienne-Jules Marey). В начале своей карьеры Майбридж фотографировал в
основном пейзажи, но в 1872 году бывший губернатор Калифорнии Лиланд
Стэнфорд (Leland Stanford) пригласил его поучаствовать в одном
интересном эксперименте. Стэнфорда интересовал вопрос: правда ли, что
во время бега лошадь в определенный момент отрывает от земли все свои
четыре ноги и на мгновение «зависает» в воздухе?.. Майбридж придумал
следующее: вдоль дорожки, по которой должна была бежать лошадь, он
установил 12 миниатюрных кабинок с фотокамерами. Так были получены
фотографии бегущей лошади, на которых стало видно, что животное
действительно в какой-то момент отрывается от земли… причем при этом
все его четыре ноги находятся под брюхом. Увидев снимки Майбриджа,
знаменитый французский художник Жан-Луи-Эрнест Мейссонье
(Jean-Louis-Ernest Maissonnier) расплакался — оказалось, что всю свою
жизнь он писал бегущих лошадей неправильно.
Майбридж создал множество фотографических серий, каждая
из которых посвящена движению какого-либо человека или животного.
Однако не все его снимки можно назвать правдивыми. Фотограф был эстетом,
и для того, чтобы его творения выглядели более впечатляюще, он… менял
местами некоторые изображения в своих сериях, таким образом меняя
последовательность движений. В отличие от Майбриджа, француз
Этьенн-Жюль Маре стремился к тому, чтобы его снимки были как можно
более достоверными. Для своих «хронофотографий» Маре использовал не
несколько статичных камер, а один движущийся аппарат. Исследования
этого ученого сыграли огромную роль в развитии кинематографа.
Влияние, которое работы Майбриджа и Маре оказали на
творчество художников-авангардистов начала ХХ века, трудно переоценить.
Вспомните знаменитую картину Марселя Дюшана (Marcel Duchamp)
«Обнаженная, спускающаяся по лестнице»: эта работа не появилась бы, если
бы не «стоп-кадры» Этьенна-Жюля Маре. То же самое можно сказать о
картинах (и скульптурах!) итальянских футуристов. Толчок развитию
художественного авангарда дала идея о целой невидимой вселенной,
которая определяет все, что мы видим и чувствуем: вещества состоят из
невидимых частиц, электрический свет порождают невидимые токи, движение
человека можно разложить на невидимые фрагменты. Поэтому помимо
видимого мира можно изображать еще и невидимый, который за ним стоит.
Творения фотографов, изображавших движение, обладают
особой эстетикой, которая тоже не осталась незамеченной живописцами:
например, Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon) при создании некоторых
произведений вдохновлялся снимками Эдверда Майбриджа.
Конечно, на выставке в SF MOMA экспонируются и первые
рентгеновские снимки. Первый из них был сделан в 1895 году физиком по
имени Вильгельм Конрад Рентген (Wilhelm Conrad Röntgen). Когда он
впервые представил на публике фотографию руки своей супруги, на которой
видны были только кости и кольцо, многие ужаснулись. Но вскоре люди
освоились с открытием ученого и рентген даже вошел в моду. Иметь свою
рентгенограмму стало так же престижно, как обладать собственным
портретом, сделанным известным фотографом. На выставке представлены
рентгеновские снимки рук… последнего российского императора Николая II и
императрицы Александры Федоровны.
Сейчас это кажется абсурдным, но в XIX веке некоторые
считали, что если можно «просветить» с помощью рентгеновского аппарата
человеческое тело и запечатлеть на камеру невидимые глазу
микроорганизмы, то почему же нельзя сфотографировать человеческую ауру
или призраков?.. Например, Луи Дарже (Louis Darget) считал, что можно
сфотографировать человеческие мысли. Он присоединил специальный аппарат
(не рентгеновский) к голове человека, играющего на фортепиано
произведения Бетховена. На снимках получалась какая-то странная муть, в
которой, согласно ученому, можно разглядеть лицо великого композитора.
Приверженцы спиритуализма считали, что с помощью новых
технологий смогут доказать свои теории так, как это делают ученые. А
некоторым, например Уильяму Х. Мамлеру (William H. Mumler), удалось
сделать на фотографиях призраков хороший бизнес. Однажды, делая свою
фотографию, Мамлер случайно использовал пластину, на которой уже было
чье-то изображение… так на снимке появилась некая призрачная фигура.
Мамлер подумал, что «привидение», изображенное на фотографии, — его
двоюродная сестра, умершая двенадцатью годами ранее, но вскоре понял в
чем дело. Мамлер решил профессионально заняться «фотографией духов» и
не прогадал: клиенты, желающие обзавестись своим снимком на фоне
привидения, валом повалили в его студию. Фотографа разоблачили, когда в
«призраках» на его фотографиях стали узнавать живущих и здравствующих
людей.
Последний зал на выставке посвящен произведениям
современных художников, которые вдохновляются научной фотографией.
Например, Кота Эдзава (Kota Ezawa) пишет картины, на которых изображены
рентгеновские снимки рук. Братья Даг и Майк Старн (Doug & Mike
Starn) используют в своих произведениях фотографии насекомых и
снежинок, сделанные с помощью микроскопа. Кроме того, в зале можно
увидеть произведения известного послевоенного фотографа Харолда Юджина
Эдгертона (Harold Eugene Edgerton). Он делал впечатляющие снимки
объектов в движении, вдохновляясь работами Эдверда Майбриджа и
Этьенна-Жюля Маре.
Материал подготовила Юлия Максимова
Источники: sfmoma.com, artinvestment.ru
|