РИСОВАНИЕ СВЕТОМ. КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Предисловие от автора:
Настоящий материал не претендует на академическую полноту и
энциклопедическую точность, я всего лишь собрал «в одну кучу» все, что
мне удалось найти по этой теме :)
Наверняка любой из интересующихся читателей, хорошенько порывшись в
наслоениях Паутины, также отыщет что-нибудь интересное – в этом случае
убедительно прошу дать мне об этом знать!
Тема не закрыта, я готовлю информацию, охватывающую период с 1976 по
1990 годы: там имеются живые персонажи, которые стояли у истоков
современной светоживописи!
Рисование светом, как процесс, появился одновременно с фотографией.
Точнее - фотография изначально и была изображением, нарисованным солнечным светом!
Само название первых запечатленных изображений свидетельствует об этом –
они назывались «гелиографиями», то есть буквально – «нарисованными
солнцем». Автором этих гелиографий был француз Жозеф Нисефор Ньепс, и
первая в мире гелиография была сделана им на пластине из сплава олова со
свинцом в 1826 году. Время экспозиции составляло несколько часов,
потому что светочувствительность этого метода была поначалу очень
невысокой и сильно зависела от интенсивности источника света, которым в
ту пору мог быть только один подходящий объект – солнце.
Сегодня мы называем такую съемку «съемкой на длинной выдержке» и у нас
имеется немало прекрасных образцов светописи, выполненных подобным
образом. Как мы знаем, в таких случаях все переменчивое и подвижное либо
исчезает в кадре, либо приобретает более сглаженные и монолитные черты.
Взгляните на дагерротип Джеймса Валентайна (James Valentine) «The Falls
of Clyde, Bonnington Falls», который был снят в 1871 году. Разве это не
те же застывшие водяные струи, которые без числа повторяются на
современных фотографиях мастеров long exposure?
«The Falls of Clyde, Bonnington Falls» © James Valentine,1871
Условия для рисования светом становились все более приемлемыми - с
постепенным уменьшением времени экспозиции дагерротипов (а впоследствии –
отпечатков на коллоидных растворах) до нескольких минут и даже секунд.
Но где же рисунки светом того времени? Да, в архивах мы не видим
собственно следов от перемещающегося источника света, но не сложно
предположить, что такие случайные возможные следы (от факела или
солнечного отражения в куске зеркала) воспринимались в ту пору несколько
иначе, чем в наши дни… С момента появления и на долгие годы вперед за
фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники
той поры рассматривали светопись как механическую копию
действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. В то же
время, возможность фотографии стать полным и точным документом была
признана очень рано. В таких условиях отклонения от реализма однозначно
воспринимались как недостаток отпечатка, как брак - со всеми вытекающими
последствиями (подобные фотографии не сохраняли, пластины смывали для
последующего использования).
1839 год. Англичанин Уильям Талбот (William Henry Fox Talbot),
изобретатель негативно-позитивного процесса для бумажной фотографии,
делает серию так называемых «фотогенные рисунков». Приём заключался в
следующем - на светочувствительную бумагу укладывались разнообразные
предметы и такой «сэндвич» выставлялся на солнце. Происходило
экспонирование фотобумаги и после проявки получался «световой рисунок» -
чёткий контур предмета. Например, листья растений, в некоторых местах
немного прозрачные, оставляли великолепные по качеству отпечатки.
Фото © William Henry Fox Talbot,1839
1843 год. Хорошая знакомая Талбота Анна Аткинс (Anna Atkins) (к слову
сказать – первая профессиональная женщина-фотограф!) издает целую книгу
«фотогенных рисунков» с изображениями морских водорослей.
Первые опыты безлинзовой фотографии Талбота, впоследствии названной
«фотограммой», в начале 20 века легли в основу художественных
экспериментов мастеров из группы «Баухауз».
Время шло. В 1884 году американский фотограф Томас Икинс (Thomas Eakins)
запечетлел на длинной выдержке прыгающего мужчину, использовав прием,
который сегодня мы называем «мульти- экспозицией». Во время
экспонирования одной и той же пластины Икинс с помощью стробоскопических
шторок 8 раз на короткий промежуток времени открывал доступ света в
объектив (см. фото). Ну чем не стробоскопические фотографии Гийона Мили
(Gjon Mili), сделанные им в середине 30-х годов двадцатого столетия при
помощи вспышки?
Фото © Thomas Eakins,1884
Фото © Gjon Mili,1930-40
В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция)
совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения
движений человека получил, видимо, первый в истории человечества
осознанно выполненный рисунок светом.
Фото © Etienne-Jules Marey
На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных
на теле Демени во время его прохода перед камерой. Конечно, это был
фотодокумент, а не произведение искусства, однако для нас в этой истории
важен сам факт преднамеренного получения видимого следа от
перемещаемого источника света.
Итальянец Антон Брагалья
(Anton Bragalia) в начале 1911 года основывает новое футуристическое
направление в художественной фотографии - фотодинамизм. Брагалья снимает
на длинной выдержке, перемещения в кадре своих моделей - приём, который
широко используется современными светоживописцами. Техника Брагальи
убедительно продемонстрировала саму возможность фиксировать динамические
характеристики света в кадре (такие как скорость и направление
перемещения излучающих свет предметов – неважно, фонарик это или
подсвеченный смычок). До появления "световой кисти" (подвижного
источника света) оставалось совсем немного времени!
Фото © Anton Bragalia
Фото © Anton Bragalia
В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет
маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой
процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук
рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже
предсказуем – видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися
электрическими лампочками.
Фото © Frank Gilbreth,1914
Фото © Frank Gilbreth,1914
Немного забегая вперед, отметим, что в 1924 году, в Советской России,
руководитель Центрального Института Труда (был такой!) Алексей
Капитонович Гастев также проводил исследования по эргономике рабочих
процессов. Гастев использовал тот же прием, что и Гилбрет:
Фото © Алексей Гастев,1924
Итак, продолжаем. В 1918 году немецкий фотограф Кристиан Шад (Christian
Schad) создавал абстрактные коллажи, используя приемы Уильяма Талбота с
уже явными художественными целями.
Фото © Christian Schad,1918
Полноценным художественным опытом в светоживописи следует считать работы
венгерского художника Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy),
выполненные им в период с 1922 по 1944 г.г. Мохой-Надь развил технику
«фотограмм», начав масштабно использовать полупрозрачные, преломляющие
свет объекты и добавив к естественному освещению «подрисовку светом» от
фонарика.
Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Кроме того, Мохой-Надь первым начал фотографировать на длинной выдержке
движущиеся светящиеся (или отражающие свет) элементы механизмов.
Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Этот прием впоследствии получил определение «lumino kinetic art».
Известен снимок Мохой-Надя, выполненный в 1936 году, который называется
«Light Painting on Hinged Celluloid»:
«Light Painting on Hinged Celluloid» © Laszlo Moholy-Nagy,1936
Информация взята отсюда.
Вероятно, это первое задокументированное определение нашего стиля как
«light painting». К тому же, на снимке отлично виден полноценный и
довольно таки непростой настоящий рисунок светом!
Светоживопись, как самостоятельное направление арт-фотографии, состоялась!
Вслед за Мохой-Надем, в 1935 году, американский художник-авангардист Мэн Рэй
(Man Ray настоящее имя Эммануэль Радницкий, его родители эмигрировали
из России) продолжил художественные эксперименты по рисованию светом –
уже в буквальном смысле этого слова. Мэн Рэй, видимо, первым активно
использовал технологию, ныне называемой «световым пером» («световой
кистью») – приём этот заключался в следующем. Мобильный источник света
(небольшая лампочка на достаточной длины проводе или миниатюрный
фонарик) перемещался рукой артиста в пространстве, описывая воображаемые
фигуры – как если бы художник рисовал кистью на холсте. На длинной
выдержке траектория движения лампочки фиксировалась как светящийся след,
висящий без опоры в воздухе – поэтому Мэн Рэй, видимо, и называл свои
работы «письмом в пространстве (space writing»).
Фото © Man Ray,1935
Фото © Man Ray,1935
Мэн Рэй выполнил несколько автопортретов, украшенных световыми
завитушками. Однако, творческий потенциал подобного художественного
приема в полной мере раскрылся только в нашем, двадцать первом веке.
Забегая немного вперед, обратим внимание читателя на поразительный факт:
в 2009 году известный американский фотограф Эллен Кэри (Ellen Carey),
последовательница Мэн Рэя, при внимательном рассмотрении его
автопортрета обнаружила среди хаоса световых линий автограф мастера!
Общеизвестно, что выполняя рисунок светом лицом к камере, мы в
результате получаем зеркальное отражение нашего рисунка. Кэри сделала
зеркальную копию фотографии Мэн Рэя – и в глаза бросились четко
прописанные крупные буквы М и R! Еще немного пристального внимания к
абстрактному на первый взгляд рисунку, и глазам Эллен открылось
удивительное зрелище – совершенно отчетливая витиеватая подпись «Man
Ray».
|
|
Original Image
|
Original Image Reversed
|
|
|
Signature Discovery
|
Signature Discovery Reversed
|
Мастер зашифровал в своем произведении собственный псевдоним! И таким
образом, стал первым в истории светохудожником, нарисовавшим буквы…
Американский фотограф-абстракционист Фрэнсис Брюгьер (Francis Bruguiere)
в 1936 году, экспериментируя с безлинзовой технологией съемки, получает
такую фотограмму:
Фото © Francis Bruguiere,1936
Американец с украинскими корнями, Натан Лернер учился в "Новом Баухаузе"
у Мохой-Надя в конце сороковых годов. В 1938-39 годах Лернер сделал
несколько интересных снимков:
Фото © Натан Лернер
Автомобильные огни (это, видимо, первый опыт фотографирования столь популярных нынче car lights).
Американский фотограф Барбара Морган в 1940 году, вероятно, была первым
светохудожником, попытавшимся отразить ритмическую структуру светового
рисунка в каллиграфических узорах.
Фото © Барбара Морган,1940
Фото © Барбара Морган,1940
Фото © Барбара Морган,1940
Забегая немного вперед, заметим, что Морган интересовалась светоживописью и в 1967 году, свидетельством тому эта фотография:
Фото © Барбара Морган,1967
В сороковых годах продолжает свои эксперименты в арт-фотографии и Ласло Мохой-Надь:
Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Продолжает историю свтоживописи очень яркая звезда на фотонебосклоне – албанец Гьен Мили
(Gjon Mili), эмигрировавший в США. В 1937 году Мили познакомился с
профессором Гарольдом Эдгертоном, который стал первым использовать в
фотографии стробоскоп и получил такие знаменитые снимки как «Капля
молока», «Пуля, прорезающая карту» и многие другие. Гьен Мили,
воодушевленный такими возможностями, подошел к творческому аспекту
стробофотографии с большим энтузиазмом и стал одним из самых известных
фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного
движения или серии остановленных в одном кадре мгновений (верхнее фото –
1942 год, нижнее – 1945).
Фото © Gjon Mili,1942
Фото © Gjon Mili,1945
Снимая на длинной выдержке фигуристок во время тренировок, Мили
прикрепляет к их конькам лампочки и получает фотографии, которые,
пожалуй, впервые за всю историю светоживописи приобрели широкую
известность у современников – благодаря публикациям в журнале "LIFE”:
Фото © Gjon Mili,1945 на снимке – фигуристка Кэрол Линн (Carol Lynne)
Фото © Gjon Mili,1945 на снимке – фигуристка Кэрол Линн (Carol Lynne)
Именно эти фотографии (и сотрудничество с "LIFE”) привели к тому, что в
1949 году Мили осуществил самый грандиозный прорыв в художественном
восприятии светоживописи – он заинтересовал новыми возможностями Пабло
Пикассо и сфотографировал световые рисунки маэстро!
Фото © Gjon Mili,1949
Фото © Gjon Mili,1949
Фото © Gjon Mili,1949
Незадолго перед тем, как Пикассо и Мили сделали эти фотографии, в 1943
году американец Джек Делано (Jack Delano, урожденный Овчаров, его
родители эмигрировали с Украины) сфотографировал на железнодорожных
путях стрелочника, подающего сигнал «стоп» ярким фонарем.
Фото © Jack Delano,1943
Также незадолго до фотосессии Пикассо, в 1946 году известный
американский фотограф Гарри Кэллахан (Harry Callahan) сделал, по
видимому, первый снимок, выполненный в технике "camera toss”
(«перемещение камеры»).
Фото © Harry Callahan,1946
В 1949 г. американец немецкого происхождения, известный фотограф Андреас
Фейнингер (Andreas Feininger), первым догадался сфотографировать
увешанные электрическими лампочками увеселительные аттракционы с
вращающимися деталями. С тех пор подобных снимков не делал только
ленивый.
Фото © Andreas Feininger,1949
Фото © Andreas Feininger,1949
Также Фейнингер известен классическим "кинетическим" снимком полета игрушечного вертолета с лампочкой на лопастях.
Фото © Andreas Feininger
Американец швейцарского происхождения Герберт Маттер (Herbert Matter),
основоположник графических коллажей в рекламе, в 1953 году провел
забавный фотоэксперимент - он сменил пиджак и штаны перед камерой с
открытым затвором. Свет, разумеется, был погашен, а на запястьях и
щиколотках фотографа были закреплены электрические лампочки. Вот
результат:
Фото © Herbert Matter,1953
В некоторых источниках указывается, что нижеприведенный снимок,
сделанный французом Жоржем Матье (George Mathieu) в 1957 году, также
является примером светоживописи. Однако, нам не удалось найти никаких
тому фактических подтверждений – Матье был известным каллиграфистом,
свои картины он писал маслом, и фотографией не увлекался. Скорее всего,
эта фотография – пример фотомонтажа. Однако – прекрасный монтаж!
Фото © George Mathieu,1957
В 1975 году американка Эллен Кэри (Ellen Carey) публикует свои светоживописные автопортреты:
Фото © Ellen Carey,1975
Вероятно, именно эти фотографии Кери подтолкнули другого известного
американского фотографа Давида Лебе (David Lebe) к серии замечательных
рисунков светом в 1976 году….
…однако, с этого момента современная история светоживописи достаточно полно изложена на сайте http://lightpaintingphotography.com/light-painting-history/, которым я и предлагаю воспользоваться читателю.
Послесловие от автора:
Подобного рода материалы готовятся мной для лекционных мероприятий,
которые намерен проводить Всемирный Альянс Рисующих Светом (Light
Painting World Alliance)
в рамках Всемирной Выставки Светоживописи.
Подробнее об Альянсе и Выставке можно узнать на официальной странице Альянса в Фэйсбуке
https://www.facebook.com/groups/lpwa.info/ или напрямую у меня по адресу info.lpwa@gmail.com.
Автор использовал информацию и фотографии из открытых источников:
http://www.artvalue.com
http://www.photo.far-for.net
http://www.terminartors.com
http://www.wikipedia.org
www.lightpaintingphotography.com
2012 © Сергей Чуркин
|