Закон отрицания отрицания
Суть закона отрицания отрицания заключается
в том, что процесс поступательного развития происходит в относительной
повторяемости, как бы по пройденным ступеням. Но повторение каждый раз
происходит на более высоком уровне с применением новых элементов,
материалов, технологий и т.д. Можно сказать, что процесс развития
происходит по спирали. Наиболее ярко это заметно в моде.
Проиллюстрируем этот закон.
Пример 1.
В XIX веке на парусно-винтовых судах двигатели использовались только
при штиле. Чтобы гребной винт не создавал сопротивления при плавании под
парусами, его делали съемным и поднимали через шахту в корме на
палубу.
Совершенствование силовой установки позволило избавиться от парусов.
Потребность в съеме винта отпала. Шахту в корме над винтом делать
перестали. В ХХ веке большие гребные винты стали делать со съемными
лопастями. Судно оснастили оборудованием для замены лопастей гребного
винта на плаву. И снова появилась необходимость делать в корме шахты. В
изобретении Великобритании, сделанном в 1968 году и запатентованном и в
СССР предложено для улучшения условий ремонтопригодности, в навесной
корме, расположенной над гребным винтом, сделать шахту, через которую
поднимают и опускают ремонтируемую лопасть.
Вот еще одно решение этой проблемы для транспортных и рыболовных
судов прибрежного плавания, оснащенных и двигателем и парусами. Датские
инженеры создали необычный винт. Когда судно движется под парусами, винт
автоматически складывается и практически не создает сопротивления. Но
стоит упасть скорости судна, как лопасти винта тотчас занимают рабочее
положение. Одновременно включается и двигатель. Суда с таким винтом
развивают скорость на 10% выше обычных.
Пример 2.
С появлением пароходов роль парусного флота стала уменьшаться, и
сейчас паруса используются лишь на небольших рыболовецких, спортивных
или учебных судах. Однако в Гамбургском институте кораблестроения (ФРГ)
разработан проект коммерческого парусного судна.
Паруса напоминают поставленные вертикально самолетные крылья. Мачты
судов поворачиваются вокруг своей оси, ставя паруса под наиболее
благоприятным углом к ветру. КПД новых парусов в 1,5 раза больше
традиционных. Паруса ставятся и убираются по такому же принципу, как
раздвижной занавес в театре.
Судно автоматизировано, и им можно было бы даже управлять на
расстоянии. При среднем ветре под парусами судно может идти со скоростью
12-15 узлов, как и современные морские транспортные суда; при попутном
ветре до 20 узлов (у судов в двигателями скорость при свежем ветре
падает). Система парусов позволяет использовать самый слабый порыв
ветра. На случай полного безветрия, что случается крайне редко, придется
установить на судне маломощный двигатель. В ветреную погоду он будет
управлять парусами. На паруснике установлен компьютер, обрабатывающий
метеорологическую информацию, постоянно поступающую со спутника земли
или наземной станции, и рекомендует капитану оптимальный курс.
В условиях энергетического кризиса паруса с успехом могут соперничать
с любым двигателем, работающем на жидком топливе. Конструкторы считают,
что достаточно вместительные парусники могут быть экономичнее даже
судов с ядерными установками.
|