Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает
общий механизм развития. В процессе развития количественные изменения в
системе происходят непрерывно. При достижении определенного предела
совершаются качественные изменения. Новое качество ускоряет темпы роста.
Количественные изменения при этом совершаются постепенно (эволюционно),
а качественные - скачком. Характер и продолжительность скачка могут
быть разнообразными - длительными и кратковременными, бурными и
относительно спокойными, с взрывом и без него и так далее. Любая система
(в том числе и техническая) проходит несколько этапов своего развития .
Вначале система развивается медленно (участок I), при достижении
некоторого уровня развитие ускоряется (участок II) и после достижения
некоторого более высокого уровня скорость роста уменьшается и в конечном
итоге рост параметра системы прекращается (участок III), что означает
появление в системе некоторых противоречий. Иногда параметры начинают
уменьшаться (участок IV) - система "умирает".
Подобные кривые часто называют S - образными.
Для технических систем:
- участок I - "зарождение" системы (появление идеи и опытных образцов),
- участок II - промышленное изготовление системы и доработка системы в соответствии с требованиями рынка,
- участок III - незначительное "дожимание" системы, как правило,
основные параметры системы уже не изменяются, происходят "косметические"
изменения, чаще всего не существенные изменения внешнего вида или
упаковки,
- участок IV - ухудшение определенных параметров системы, которое может вызываться несколькими фактами:
- следование моде, влияние экономической, социальной или политической ситуации, религиозные ограничения и т.п.;
-
- физическое и моральное старение системы.
Как правило, на участке IV система прекращает свое существование или
утилизируется. Прекращение роста данной системы не означает прекращение
прогресса в этой области. Появляются новые более совершенные системы -
происходит скачок в развитии. Это типичный пример проявления закона
перехода количественных изменений в качественные.
На смену системе 1 приходит 2. Скачкообразное развитие продолжается - появляются системы 3, 4 и т.д.
Общий прогресс в отрасли можно показать при помощи касательной к
данным кривым (показанная на рисунке пунктирной линией) - так называемой
огибающей кривой.
Развитие любого вида техники может быть примером, подтверждающим этот закон. Обратимся к судостроению.
Пример 1.
Скорость передвижения гребных судов постепенно повышалась за счет увеличения числа весел, но не превышало 7-8 узлов.
Скачек в развитии - появление парусных судов. Рост скорости здесь
осуществлялся путем увеличения общей площади парусов. Однако самые
быстроходные парусные корабли не показывали более 12-13 уз. В тоже время
коммерческие клиперы середины XIX в. развивали до 20 уз.
Дальнейшее повышения скорости передвижения и не зависимость его от
скорости и направления ветра привело к очередному скачку - появились
суда с двигателями. Увеличение скорости хода в этом типе судна
происходило путем совершенствования двигателей и замены их на другие
типы с большей удельной мощностью.
Следующим скачком в развитии судостроения было вынесение
водоизмещающей части корпуса судна из воды. Появились суда на подводных
крыльях и полупогруженные суда. В дальнейшем еще уменьшили
сопротивление воды о корпус (о стойки крыльев) - придумали суда на
воздушной подушке.И, наконец, дальнейшее уменьшение сопротивление
движению корпуса - судно вынесли еще дальше от воды - появились
экранопланы.
Пример 2.
Дальнейшее повышение скорости передвижения и не зависимость его от
скорости и направления ветра привело к очередному скачку - появились
суда с двигателями. Увеличение скорости хода в этом типе судна
происходило путем совершенствования двигателей и замены их на другие
типы с большей удельной мощностью. Первоначально появился паровой
двигатель, затем дизель, паровая или газовая турбина, атомная установка.
Пример 3.
Следующий скачек произошел, когда водоизмещающую часть корпуса судна
вынесли из воды - суда на подводных крыльях, а в ппотом появились
полупогруженные суда.
Пример 4.
В дальнейшем еще уменьшали сопротивление воды о корпус (о стойки крыльев) - суда на воздушной подушке.
Пример 5.
И, наконец, появились экранопланы.
Пример 6.
Имеется и промежуточный (весьма забавный) вариант. Между
водоизмещающими судами и судами на подводных крыльях. Запатентовано
судно, снабженное надувными или полыми валиками, используемыми в
качестве колес.
К корпусу 1 судна посредством конструкции 2 и 3 крепится валик 4.
При движении судна корпус остается приподнятым над водой. Судно может
передвигаться с меньшей затратой энергии, чем обычное судно, кроме того,
такие суда смогут передвигаться по мелководью.
Учет закона перехода количественных изменений в качественные
происходит на этапе выбора задачи и прогнозирования развития систем.
|