Закон перехода с макро- на микроуровень
Формулировка закона и основные направления его применения. Развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микро-уровне.
Иными словами, вместо колес, валов, шестеренок должны работать
молекулы, атомы, ионы, электроны и т.д., которые легко управляются
полями с помощью физико-химических эффектов.
Закон действует на всей линии развития ТС. Основной смысл развития
заключается в увеличении ГПФ систем. И это стремление изобретателей
сравнительно легко осуществляется (на первых этапах развития ТС) на
макро-уровне - идет увеличение размеров и мощности действия рабочих
органов систем.
Макро-уровень -
условное понятие отражающее лишь особенности мышления человека, первый
"слой" восприятия окружающего мира у человека всегда связан с предметами
соизмеримыми с ним, непосредственно ощущаемыми свойствами этих
предметов. Другие "слои" мира (как выше, так и ниже "человеческого")
скрыты, остаются за гранью непосредственного восприятия. Нужен
определенный запас знаний, тренировка, некоторые приемы воображения,
чтобы расширить видение реального мира. Это один из глубинных видов
психологической инерции и с его преодоления начинается элементарная
культура изобретательского творчества.
Возможности экстенсивного развития
ТС (т.е. увеличение ГПФ за счет изменений на макро-уровне) быстро
исчерпываются, а рост МГЭ (массы, габаритов, энергоемкости)
ограничивается, например, физическими пределами. Поэтому переход на
микро-уровень неизбежен: начинае тся задействование все более глубинных
структур вещества, высвобождение при этом дополнительных резервов
энергии, выявление и использование новых (неизвестных на макро-уровне)
свойств материи, применение более управляемых полей и легкоуправляемых
микрочастиц вещества. Это единственный путь интенсивного развития ТС - повышение организованности (с точки зрения целей человека) все более низких системных уровней вещества.
В
стихийном изобретательстве переход на микро-уровень начинается обычно с
дифференциации свойств, зон и функций материала рабочего органа ТС. Для
увеличения ГПФ требуется, чтобы одна часть (зона) рабочего органа была
острой, другая - тупой, твердой - мягкой и т.д. В отдельных зонах
усиливаются необходимые свойства, происходит переход однородной
структуры к неоднородной. Соответственно дифференцируются функции -
разные части (зоны) объекта выполняют разные функции. Одновременно для
разделившихся зон обеспечиваются наиболее благоприятные условия для
осуществления их функций. Дифференциация свойств и функций приводит к
разделению (расслоению, расчленению) вещества, сплошное вещество
заменяется на слоистое - волокнистое - дисперсное. При этом отдельные
части (слои, волокна, частицы), для совместной работы в составе рабочего
органа, объединяются так, чтобы усиливались полезные функции и
ослаблялись вредные. Таким образом, возникающие в процессе развития
материалов ТС противоречия (ТП, ФП) - противоположные требования к
свойствам одного и того же вещества - разрешаются переходом на
микро-уровень.
Возможны три направления (три линии) перехода с макро- на микро-уровень:
- увеличение степени дробления вещества и объединение дробных частей в новую систему,
- увеличение степени дробления "смеси" вещества с пустотой (переход к КПМ - капиллярно-пористым материалам),
- замена вещественной части системы на полевую (переход к действию "поле плюс вещество" или только к полю).
|