Закон полноты частей системы описывает
минимально необходимый набор частей, обеспечивающий минимальную
работоспособность системы. В общем случае, необходимо наличие следующих
частей системы:
Идеальном случае рабочий орган – энергия. например, инструмент для плазменной обработки. этот частный случай представляет собой одну из тенденций развития техники.
минимальный набор элементов в средствах транспорта, например, это:
-
движитель – рабочий орган,
-
двигатель с источником энергии,
-
корпус,
-
система управления.
В качестве примера рассмотрим некоторые виды указанных частей судна.
движитель для судов могут быть следующих видов: весло, гребное колесо и гребной винт, водомет, реактивная струя, парус, крыло, воЗдушный Змей, парашют, пропеллер, вращающиеся роторы.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/vetrodvijitel-.jpg)
судовые ветродвижители, где: а - мягкие паруса, б -
полужесткие паруса, в - жесткие паруса-крылья, г - авторотирующий
пропеллер, д - вращающийся ротор, работа этого ротора основана на
эффекте магнуса.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/360px-dvigitel.jpg)
движители для передачи большой мощности или для быстрых судов.
1 - трехвальная установка; 2 - гребной винт в насадке; 3 - соосные
гребные винты противоположного вращения: 4 - водометный движитель
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/350px-yeffekt_magnusa.jpg)
многие этот эффект наблюдали при исполнении так называемого
"крученого мяча" в настольном теннисе или футболе. Суть его в следующем.
Цилиндр (или шар) вращается в определенную сторону. Стрелкой показано
направление вращения (? - скорость вращения). Цилиндр находится в потоке ветра, показанного стрелкой w. Когда скорости ветра w и вращения цилиндра ? складываются, общая скорость v2 увеличивается. при увеличении скорости, согласно закону бернулли, давление P2 в потоке воздуха падает
с другой стороны (сверху) скорости вычитаются, общая скорость v1 уменьшается (v1 lt; v2), и давление P1 увеличивается. так образуется сила F, направленная перпендикулярно к потоку, которую можно использовать для движения судна.
Пример 1.
Как известно эффективность паруса и крыла, прежде всего, определяется
их общей площадью, поэтому их делают как можно выше. Однако удлинение
парусов и крыльев приводит к уменьшению остойчивости судна. Оригинальное
решение этого противоречия - кольцевые и полукольцевые паруса-крылья.
Аналогичное решение предложено использовать и в авиации. По замыслу
авторов, такое крыло в два раза меньше обычного, но из-за особенностей
движение воздуха в "трубе" обеспечивают необходимую подъемную силу.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/150px-ringwing.jpg)
Пример 2.
В1924 г. французский инженер константен, воскрешая идею xvIII в.,
предложил применить ветродвигатели для движения судов. Вращение вала
ветродвигателя передается с помощью трансмиссии, содержащей двойную
угловую зубчатую передачу и вал, на обычный гребной винт, движущий
судно.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/250px-propeller1.jpg)
Пример 3.
Французский корабел м.мар предложил в качестве движителя использовать ветряк (пропеллер).
Трехлопастной ротор приводит в движение генератор, полученная
электроэнергия питает электродвигатель, который вращает гребной винт.
Управление ротором проводится с помощью бортового компьютера, который
устанавливает ротор против ветра и меняет шаг лопастей.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/170px-propeller.jpg)
Пример 4.
Возможна комбинация ветродвижителей, например, крыла и пропеллера. На
рисунке показано судно с комбинированной ветроэнергетической
установкой. Установка состоит жесткого полукольцевого паруса-крыла с
высоким аэродинамическим качеством, которое обеспечивается большим
удлинением крыла и шайбами на нижних кромках крыльев. Система крыльев
имеет механизм установки необходимого угла атаки. внутри контура,
охватываемого полукольцевым крылом, по оси симметрии крыла размещен
самоориентирующийся по ветру крыльчатый ветродвижитель с горизонтальной
осью, для которого жесткий парус служит габаритным ограждением для
ветродвигателя во время его вращения.
При движении боковыми ветрами силу тяги создает жесткое полукрыло, а
ветродвигатель застопорен, лопости его установлены горизонтально и
развернуты во флюгерное положение. В таком положении ветродвигатель
практически не влияет на работу крыла. в случае движения острыми
курсовыми углами или прямо против ветра, когда парус не тянет, работает
ветродвигатель самоориентируясь по каждому ветру, а полукольцевой
жесткий парус устанавливается в плоскости вращения колеса и служит для
него аэродинамической насадкой. Мощность от ветродвигателя через
трансмиссию передается на гребной винт, вызывая движение судна.
При попутных ветрах полукольцевой жесткий парус в силу конструктивных
условий (угол установки его ограничен) создает малую тягу, поэтому
движение судна осуществляется также с помощью ветродвигателя. Реверс
производится гребным винтом регулируемого шага (врш).
Такое судно может успешно двигаться всеми курсами относительно ветра,
минуя "мертвые зоны", и более эффективно использовать энергию ветра.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/250px-vetrodvijitel-1.jpg)
Судно с комбинированной ветроэнергетической установкой.
а - при движении боковым ветром (работает крыло); б - при движении
встречным и попутным ветрами (работает ветродвигатель). 1 -
полукольцевой жесткий парус; 2 - ветродвигатель; 3 - трансмиссия к
гребному винту.
Пример 5.
В англии в качестве движителя использовали воздушный змей. Крупная
прямоугольная конструкция обтягивается прочной синтетической пленкой и
заполняется гелием. На змее установлена метеорологическая аппаратура,
которая передает информацию на судно. Змеем можно управлять с помощью
перетекания газа во внутренних отсеках.
Подобное решение, но более простое в осуществлении предлагает
английский изобретатель К.Стюарт. Он разработал надувной пластиковый
"воздушный змей", который наполняется гелием и запускается с палубы
судна. По сути, это тот же парус, но без мачты. преимущество его в том,
что этот "парус" может использовать потоки на высоте даже тогда, когда
над морской гладью царит безветрие. Изобретатель приспособил свой
движитель к небольшой яхте и несколько раз переплыл на ней ла-манш.
Автор утверждает, что без принципиальных изменений его парус можно
применить на судах водоизмещением до 150 тонн.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/wahoo.jpg)
Пример 6.
Роторные суда, изобретены немецким авиационным инженером и
изобретателем антоном флетнером. работа движителя а.Флетнераоснована на
эффекте магнуса.Роторные суда имеют от одного до трех вертикальных
цилиндров-роторов, вращаемых вспомогательным двигателем.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/200px-flettner_rotor_ship.jpg)
Пример 7.
Из всех районов земли наиболее полно энергию ветра можно использовать
в южном океане, ограниченном австралией, африкой, южной америкой и
антарктидой.Проекте "аврора" парус - это парашют длиной 450 м и
диаметром чуть меньше 1 км, связанный с забалластированным поплавком и
движущийся на высоте 170-300 м над уровнем воды.Высота над уровнем
океана, даже при отсутствии ветра, поддерживается гелием или водородом,
заполняющим специальные камеры парусов.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/800px-dvigitel3.jpg)
двигатель
В качестве двигателей в судах используют: дизель, турбина, атомный
реактор и значительно реже - ветер и электродвигатель. Раньше
использовали паровой двигатель. Наиболее часто встречающиеся в настоящее время двигатели показаны на рисунке.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/500px-dvigatel-cl.jpg)
судовые энергетические установки.1 - низкооборотный
дизель, непосредственно работающий на гребной винт; 2 -
дизль-редукторная установка 3 - паротурбинная установка; 4 - газвая
турбина; 5 - атомная установка; 6 - газтурбинная установка с
электрической передачей на винт.
Корпус
корпуса могут отличаться по их количеству, виду и материалу, изкоторого они сделаны.
-
количество корпусов 1 корпус, 2 корпуса – катамаран, 3 корпуса – тримаран , 4 и более корпусов – полимаран.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/500px-kolichestvo_korpusov.jpg)
-
материал корпуса: папирус, тростник, дерево, металл, пластмасса, стеклоткань и т.д.
южноамериканская тростниковая лодка
-
вид корпуса: плот, водоизмещающий корпус, полупогруженный корпус, с подводными крыльями, на воздушной подушке, экраноплан, подводное судно.
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/p32_plot.jpg) |
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/p32_120px-vodoizmeshaayushaee_sudno.jpg) |
|
![](http://triz.74211s030.edusite.ru/images/p32_120px-yekranoplan.jpg) |
плот |
водоизмещающий корпус |
с подводными крыльями |
экраноплан |
Система управления
Системы управления могут быть: непосредственные, дистанционные; ручные, механические, полуавтоматические, автоматические.
Пример 8.
В втомобиле человек непосредственно управляет
машиной– это непосредственная система управления. Луноходом управляли с
Земли– это дистанционное управление.
Когда-то автомобилем управляли в ручную, далее стали
использвать усилитель руля – это механическое управление. На следующем
этапе на отдельных не сложных этапах дороги можно было поручить
управление полуавтомату. Сегодня существует автомобиль который полностью
управляется автоматически.